Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Дистанционное обучение: головная боль или задел на будущее

РИА «Новости регионов России». Республика Саха (Якутия). Когда дистанционное обучение из институтских стен и частных учебных заведений из-за эпидемии коронавируса принудительно широко и резко шагнуло в обычные школы, это вызвало настоящий шок, который не прошел до сих пор, вызывая бурные споры и опасения – а вдруг школа онлайн теперь навсегда.

Дистанционное обучение: головная боль или задел на будущее
Дистанционное обучение: сохраняем дистанцию?

Пришлось главе Совета Федерации Валентине Матвеенко публично успокаивать школьников и их родителей: вопрос о введении дистанционного обучения, тем более – образования на постоянной основе даже не обсуждается и никто и ничто не заменит живого общения учителя и ученика. Тоже самое относится и к высшим учебным заведениям.

Учёба через интернет-платформы, перешедшая в ежедневный режим, стала головной болью не только для учеников и их родителей, но и для учителей, которым пришлось по ходу дела практически перестраивать не столько дидактическую часть, сколько методику преподавания.

Всё это так, но с победой над коронавирусом, потребность в дистанционном обучении не исчезнет. Во-первых, были и будут особые классы в больницах и поликлиниках, где учатся тяжелобольные дети. Таких в России больше тридцати. Здесь уже давно используют «дистанционку», адаптивную модель школы, потому что она в этом случае единственно возможная.

Дистанционное обучение не вызвало особого ажиотажа там, где эта форма обучения или её элементы давно взяты на вооружение и успешно развиваются.

Якутия было готова лучше других

Как показали результаты исследования, проведенного специалистами «Высшей школы экономики», Республика Саха (Якутия) лучше других регионов подготовилась к удаленному обучению. Председатель общественного совета при Министерстве образования и науки республики Михаил Черосов в этой связи заметил: «Даже появилась возможность перехода с двух смен в одну смену дистанционного формата». Для Якутска это стало бы благом, потому что для перехода на обычное односменное обучение пришлось бы построить новые школы и создать больше 15 тысяч ученических мест. А это – ни много ни мало около 20 миллиардов рублей.

Конечно, массовый переход на дистанционку Якутии, как впрочем, и другим регионам России, не грозит. Дело это требует отдельной и очень взвешенной подготовки. Возможно, появятся какие-то отдельные классы, экспериментальные школы, где соберутся желающие это формы обучения ученики и учителя. Сделать это сегодняшний закон позволяет, хотя до сих пор в законе об образовании нет такого понятия, как дистанционное обучение.

Ольга Ипатьева, директор городской классической гимназии Якутска высказалась на этот счет вполне определённо: «В начале февраля в гимназии прошел педсовет, где мы обсуждали перевод части предметов в режим онлайн. Обсуждали не потому, что предвидели будущую самоизоляцию. Все это давно витало в воздухе, но никто не решался сделать первый шаг. Эпидемия нас подтолкнула к более решительным действиям. Сейчас вполне очевидно, что какая-то часть учеников готова и в будущем перейти на дистанционную методику, и нам к этому надо готовиться».

Дистанционное обучение: головная боль или задел на будущее
Схема организации дистанционного обучения школьников в Республике Саха (Якутия)

Но что точно уже можно позаимствовать у дистанционного обучения, так это возможность более индивидуального подхода к обучению. И здесь вполне можно использовать некоторые элементы дистанционки: занятия с отстающими и больными учениками, электронные дневники, пересылка файлов с презентациями и видеоуроками, дополнительные занятия. Это и делают в Якутии. Тем более не забудем, что Якутия – это полюс холода, и в страшные морозы лучше не пропускать занятий, а заниматься дистанционно.

Дистанционное обучение: головная боль или задел на будущее

Как хакатоны юношей питают

В республике давно пользуются дистанционным обучением, постоянно подпитывают полезный интерес учеников к компьютерными технологиям, интернет-обучению. Особенно в старших классах.

Так совсем недавно, в режиме онлайн состоялось открытие финала Республиканского конкурса «Моя профессия — ИТ» по категории В.

Важность конкурса для развития экономики и системы образования Якутии здесь очевидна. Это и отметил в обращении к участникам и.о. министра образования и науки Якутии Михаил Сивцев: «Нынешняя ситуация показала важность и значимость ИТ сферы в системе образования. В эти дни мы сталкиваемся с тем, что как мы, специалисты, так и наши школьники были недостаточно подготовлены к такой ситуации. В этой связи я надеюсь, что совместно с вашими идеями мы сможем внести позитивные продвижения в сферу образования».

Этот конкурс не имеет аналогов в других регионах страны. Он уникален. Это соревнование команд в формате «хакатона». Что такое «хакатон»? Это хакер (в положительном смысле этого слова) + марафон. Особое соревнование, во время которого команда решает какую-либо проблему – в нашем случае в IT-сфере – в определенный отрезок времени.

Цель конкурса – профессиональная ориентация молодежи и поддержка их инициатив. Конкурс массовый – отборочные этапы охватили 22 района Якутии и город Якутск. В заочном режиме прошел финал категории А, в нём приняли участие 50 команд.

Дистанционное обучение: головная боль или задел на будущее
Отборочные этапы конкурса охватили 22 района Якутии и город Якутск. В заочном режиме прошел финал категории А, в нём приняли участие 50 команд
Дистанционное обучение: головная боль или задел на будущее

Победители личных номинаций среди учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, студентов СПО и бакалавров ждал главный приз конкурса — целевое обучение по программам бакалавриата и магистратуры по специальностям «Информационные системы и технологии», «Графический дизайн», «Инновационный менеджмент» в самых лучших вузах страны.

Также лучшим участникам конкурса, учащимся 9 и 10 классов средних школ, бесплатно предоставят доступ к образовательным курсам крупнейшего онлайн-университета Skillbox.

На высоком уровне организовано в Якутии дистанционное обучение и в сфере дополнительного образования. Здесь уже не один год работает Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне», который ставит своей целью, миссией, если хотите, «развитие личности ребенка через реализацию дополнительных общеобразовательных программ, культурно-образовательных, социально-педагогических проектов в интересах личности, общества, государства на региональном уровне, содействие повышению профессионального уровня педагогических работников в области дополнительного образования и воспитания».

Республика Якутия демонстрирует не только высокий уровень качественной организации дистанционного учебного процесса. Здесь сегодня разрабатываются новые форм дополнительного образования, в том числе летней занятости детей и онлайн мероприятий.

Подкрепить эти поиски должно подписание соглашения о партнерстве в области дистанционного дополнительного образования между ГБНОУ «Академия цифровых технологий» и РРЦ «Юные якутяне». Сферой общих интересов организаций определены цифровые технологии, дистанционное образование и создание цифрового образовательного контента.

Учителя тоже учатся

Готовят себя к цифровой эпохе не только якутские учащиеся, но и специалисты разного уровня, педагоги. Так в конце 2019 года в столице республики прошел республиканский педагогический хакатон. 20 команд из 10 районов республики и города Якутска разрабатывали проекты, связанные с цифровыми нововведениями в системе образования.

Дистанционное обучение: головная боль или задел на будущее

О желании глубже освоить методы дистанционного обучения свидетельствует и прошедший Межрегиональный онлайн семинар, во время которого Санкт-Петербург и Якутия договорились о сотрудничестве в сфере цифровых технологий.

Семинар назывался достаточно актуально – «Общие вопросы организации дистанционного образования в дополнительном образовании: опыт Санкт-Петербурга и Республики Саха (Якутия)».

Нет, вовсе не случайно Республика Саха (Якутия) признана зоной развития цифровой трансформации в области высшего и среднего профессионального образования. По данным Национального рейтинга онлайн-активных образовательных учреждений, республика занимает 19 место среди регионов России, эффективно использующих цифровые технологии в образовании. А это значит, что и цифровой экономике будет откуда брать квалифицированные кадры…

Дистанционное обучение: головная боль или задел на будущее
Будут кадры и для цифровой экономики

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Mission News Theme от Compete Themes.