Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Элементы европейской культуры: стихии и скрытый порядок мира

Вопреки современным представлениям об элементе, древние элементы не рассматривались как «самые основные вещества, которые можно выделить и очистить» . Скорее, они были задуманы как принципы, которые создают материальные вещи только путем смешивания. Например, стихия воды придает вещам текучесть (и является частью, например, расплавленного металла). В свою очередь, элемент земли придавал вес. В этот период эфир функционировал под латинским названием quinta essentia (квинтэссенция, пятая сущность).

Отдельные элементы были связаны с разными принципами, чертами характера, символами и небесными телами. Это донаучное видение реальности признавало наличие множества скрытых связей. Элементы были не только характеристиками материи, но и основной структурой, организующей человеческую жизнь.

В изобразительном искусстве определенные элементы соответствовали определенным «основным» цветам. Для Эмпедокла (в интерпретации Антиоха ) это были белый (вода), черный (земля), красный (воздух) и желтый ( защита — огонь). Леон Баттиста Альберти, творивший в эпоху Возрождения, сочетал красный цвет с огнем, синий с воздухом, зеленый с водой и серый с землей. Леонардо да Винчи придерживался аналогичного мнения , но он сочетал землю с желтым. Сочетание цветов с элементами указывает на символическую связь между эстетикой и основными структурами материальной реальности.

В гуморальной медицине Гален ассоциировался с четырьмя эссенциями, баланс которых зависел от здоровья человека. Красная кровь сочеталась с воздухом ( сангвинический темперамент ), белая слизь (мокрота) с водой ( флегматизм ), легкая желчь с огнем ( холера ) и черная желчь с землей ( меланхолия ).

С падением Римской империи сочинения Аристотеля были забыты в латинской культуре, но учение о четырех элементах продолжало передаваться. Письма Стагирита изучали арабские ученые . Аристотелевская концепция элементов была разработана, среди прочего, Аль-Кинди, ар-Рази или Джабир ибн Хаджан.

После повторного открытия трудов Аристотеля в XII веке его физика распространилась на латинский Запад, став основой средневекового взгляда на структуру реальности. Концепция пяти элементов, наряду со всей философией природы Аристотеля , оставалась очень влиятельной до 16 века, будучи, например, основой алхимии и различных эзотерических концепций.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий