Типичная ситуация. Звонит телефон. Номер неизвестный. Поднимите трубку или нет? Из 10 человек 8 скорее всего поднимут. Вот и я из числа этих восьми — подняла, но на том конце «провода» не оказалось никого. Поалёкав несколько раз, положила трубку. А потом звонки стали повторяться с периодичностью по нескольку раз в неделю, а иногда и в день.
Если честно, у меня появилось подозрение, что это некий телефонный маньяк испытывает терпение. Но когда заметила, что после каждого подъема трубки со счета плавно уплывают рублей по 10, поняла, что это не чья-то глупая шутка и дело пахнет криминалом. Догадку укрепил и сайт, где можно узнать чей номер звонит. Он так и называется cejnomer.info. Оказалось, что номер, с которого мне поступали регулярные молчаливые звонки надоел еще 2,5 тысячам пользователей мобильной связи. На форуме люди пишут жалобы на тот же номер, с которого либо молчали, либо сообщали о некоем долге за кредит в непонятном банке, приглашали на непонятную работу или проводили бессмысленные блиц-опросы. Смысл один — мобильное мошенничество, поставленное на поток. Интересен факт, как только блокируешь один номер, звонки начинают поступать с другого. Словно на том конце «провода» номера передают эстафету. Когда после очередной блокировки нового молчаливого номера, мне стали поступать звонки от новых и новых, я не выдержала, не пожалела времени и дозвонилась оператору. Девушке я рассказала о проблеме. Пожаловалась как есть и продиктовала номера мошенников. Оператор посочувствовала и сказала, что передаст сведения в службу безопасности. Подозреваю, что так и было, потому что звонки прекратились.
С абонентов по рублю — мошеннику красивая жизнь
Тема телефонного мошенничества уже приелась до такой степени, что отмахиваешься от нее автоматически. Кажется, что обо всех видах телефонного развода давно сообщили либо СМИ, либо хроники правоохранительных органов. Но практика показывает, что апробированные схемы мошенники меняют редко. Пока народ ведется, мошенники не изощряются на выдумки. Ведь каждая махинация — хорошо выверенная схема, основанная на знании психологии обывателя и прорехах в законодательстве. Самое отвратительное, что действенного способа борьбы с телефонным обманом нет. Можно сказать, что это поле не паханное для последователей великого комбинатора.
В теории, конечно, на любой вид мошенничества в интернете и мобильной связи распространяется действие Уголовного Кодекса. Но на практике, найти и наказать таких мошенников почти невозможно. Хотя бы по той причине, что человек, у которого со счета мобильного телефона списали, к примеру, 10 или даже 100 рублей вряд ли побежит в полицию писать заявление. Да и следователи, у которых хватает проблем с «тяжкими» и «особо тяжкими» преступлениями без инициативы воспримут идею поиска десятирублевых мобильных преступников, если не скинут заявление куда-нибудь в ящик.
Единственный выход — здравый смысл и элементарная «пробивка» вопроса в Интернете. Всегда найдутся люди с аналогичными проблемами, которые поделятся своим печальным опытом, который может помочь другим.
Почему операторы мобильной связи не афишируют потери от мошенников
Копаясь в интернете, в поисках сведений о мошенниках, наткнулась на интересные факты и цифры. Не могу ручаться за точность, так как операторы официально не публикуют свои потери, а обманутые клиенты не пишут заявлений, но согласно опубликованным отчетам МГТС, потери операторов сотовой связи и абонентов от телефонного мошенничества только в Москве составляют $ 100−200 тысяч в год. Масштаб ущерба в измерениях страны впечатляет. Скорее всего, в компаниях считают, что афиширование подобных сведений скажется негативно в выборе клиентов, так как никому не хочется быть жертвой мошенника, а если такие потери есть, значит службы безопасности работают плохо.
Партнерское соглашение — это не мошенничество!
Пять лет назад Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) попыталась «причесать» рынок SMS-услуг на короткие номера, через которые мошенники у людей выкачивали с телефонов колоссальные суммы. Крупнейшим мобильным операторам страны было предложено скоординировать действия с контент-провайдерами. Но из-за технической стороны решение вопроса не сильно продвинулось, хотя смс стало значительно меньше. Людям предлагалось идти в офис оператора связи. Стоять в очереди, писать заявление о том, что они согласны или не согласны получать платные услуги и т. п. Словом эта морока не выдержала испытание клиентами. Операторы все же нашли выход — оформили списание денег со счета клиентов как «партнерское соглашение» за предоставление услуг по развлечению. Теперь, когда регистрируешься в Интернете и указываешь номер телефона, технически означает, что ты соглашаешься на какие-то платные рассылки и жаловаться некому — сам виноват. Но понимаешь, что влип в очередную навязанную тебе бессмысленную трату, когда замечаешь, что теряешь денежки со счета телефона. Скажем, пенсионерка тётя Валя заметит, что разговора нет, а 10 рублей исчезло, а бизнесмен или офисный сотрудник, часто говорящий по мобильнику, не обратит внимание. Кстати, «партнерское соглашение» на услуги по развлечению можно отследить лишь в личном кабинете при условии заказа детализации счета. Что потом делать? Скорее всего придется звонить оператору и, выдержав: «оператор освободиться через (долгое количество) минут», просить, чтобы удалили так называемые «партнерские контракты».
Не знаешь, не качай!
Появились много разных приложений для Android, а вместе с ними и новые мошеннические схемы при их закачке и установке. Наиболее популярные виды мобильного мошенничества подробно описаны на абонентских сайтах операторов «большой тройки» российской мобильной связи. Но обычному обывателю сложно распознать мошенничество, особенно если речь идет о подписке на услуги файлообменных серверов, предлагающих в обмен на номер мобильного телефона тестовый период пользования ресурсом. Немногие пользователи дочитывают текст публичной оферты до конца. Обычно мелким шрифтом указывается, что по истечение определенного срока со счета указанного мобильного телефона начнут списываться деньги. Так что, если ты не хакер или хотя бы не продвинутый пользователь ПК, лучше не качай на смартфон и не устанавливай непонятные сервисы и приложения. Особенно если телефонный счет привязан к мобильному банку или оформлена услуга «ухода в минус».
Ирина Дружинина Источник: yug.svpressa.ru]]>