Хаджимурат Гацалов попросит прокуратуру выяснить, кто шлет ему угрозы.
Муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов заявил о подготовке покушения на него. По словам религиозного деятеля, он получил письмо, в котором сообщается, что ему необходимо сложить с себя полномочия как можно скорее, а пытаться покинуть республику не стоит, так как его «везде достанут». Сам господин Гацалов, чьи два заместителя ранее были убиты неизвестными, намерен обратиться в прокуратуру. При этом, по его словам, местные силовики недовольны наличием сильных мусульманских общин в Осетии, а также считают, что именно поэтому некоторые местные жители оказываются в Сирии, в том числе среди боевиков запрещенного в РФ «Исламского государства».
История о том, как муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов получил сообщение о возможном покушении на него, с его слов звучит так. Накануне его знакомый, житель Моздока, был вызван на беседу в Центр противодействия экстремизму. После этой встречи, рассказывает муфтий, знакомый написал ему письмо на электронную почту. «В нем говорилось, что я должен срочно покинуть свой пост, иначе будет очень плохо. При этом в письме говорится: “Не нужно выезжать из республики, везде достанут”»,— рассказал “Ъ” господин Гацалов. По его словам, автор письма утверждал, что все это ему рассказали оперативники Центра противодействия экстремизму. Официальные представители МВД Северной Осетии пока недоступны для комментариев.
По словам Хаджимурата Гацалова, к угрозам он отнесся со всей серьезностью, поэтому в понедельник передаст в республиканскую прокуратуру свое заявление вместе с копией письма, чтобы надзорное ведомство провело проверку. Как отметил муфтий, у него нет сомнений, что покушение может действительно состояться, поскольку ранее оба его заместителя были убиты. «Волгу» Ибрагима Дударова неизвестные остановили на окраине Владикавказа 26 декабря 2012 года. Когда заместитель муфтия республики вышел из автомобиля, в него выстрелили пять раз. Новым заместителем господина Гацалова стал Расул Гамзатов. 16 августа 2014 года на него также было совершено нападение во Владикавказе: неизвестные выпустили в него семь пуль, от полученных ранений религиозный деятель скончался на месте. При этом убийцы в обоих случаях до сих пор не найдены. «Я уверен, это связано с их и моей деятельностью. Мы хотим выстраивать диалог с силовыми структурами, но есть какая-то часть людей в республике, которые считают, что мусульманской общины тут быть не должно, что ее нужно выдавить»,— сказал господин Гацалов.
Данные о числе мусульман среди жителей Северной Осетии разнятся. По одним оценкам, их число составляет 15% от местного населения, по другим — 40%. Вполне возможно, допускает муфтий Гацалов, что в последнее время давление на мусульманскую общину усилилось в связи с войной в Сирии. Боевики из Северной Осетии хотя и встречались в воюющих с сирийской армией отрядах куда реже, чем, например, выходцы из Дагестана или Чечни, но, по данным республиканского МВД, сейчас на территории Сирии находится не менее 17 человек из этого региона. Представители местной мусульманской общины настаивают, что речь идет о семи жителях Осетии, которые ранее проходили обучение в исламских вузах за рубежом (в основном в Египте), а потом отправлялись воевать против Башара Асада.
При этом в 2013 году сообщалось как минимум о трех случаях гибели выходцев из Северной Осетии в столкновениях с сирийской армией. Как ранее сообщал “Ъ”, в перестрелке с правительственными войсками погибли двое жителей селения Чикола — Алан Караев и Эдуард Цомаев. Они пытались пересечь турецко-сирийскую границу в сентябре 2013 года, чтобы примкнуть к группе боевиков у реки Евфрат, но попали в засаду и были застрелены. Еще трое уроженцев Северной Осетии, сообщали источники “Ъ”, воевали на стороне сирийской оппозиции. Кроме того, в 2012 году в перестрелке с правительственными войсками погиб Егише Царукян, который был заместителем прежнего муфтия республики Али Евтеева. Он, напомним, покинул свою должность в результате скандала после того, как было опубликовано интервью, которое он давал социологам. В нем господин Евтеев признался, что был знаком с террористами Хаттабом, Шамилем Басаевым и Анзором Астемировым.
«Мы никого специально не отправляем ни в Сирию, ни в ИГ. Не знаю, откуда у силовиков данные о 17 осетинах в рядах террористов, это чушь»,— говорит муфтий Гацалов. Он напомнил, что республиканское Духовное управление мусульман приняло фетву о запрете выезда в Сирию с целью поддержки «Исламского государства» для верующих. «Мы постоянно проводим профилактическую работу с верующими, осуждаем такие поездки, но местные власти нам почему-то помогать не хотят»,— сказал муфтий.
Григорий Туманов Источник: kavpolit.com]]>