Министр обороны Польши: НАТО сдержит Россию четырьмя батальонами
НАТО разместит в Восточной Европе четыре батальона — в Польше, Эстонии, Латвии и Литве, заявил министр обороны Польши Антони Мачеревич после переговоров с генеральным секретарем альянса Йенсом Столтенбергом.
При этом в интервью интернет-изданию DefenceNews министр сказал, что считает такой контингент вполне достаточным, чтобы сдержать российские войска в случае начала конфликта.
«В ходе беседы мы подтвердили намерение разместить четыре батальонные группы повышенной боеготовности, которые будут размещаться по принципу ротации. Они станут важным элементом дальнейшего усиления присутствия НАТО на восточном направлении», — цитирует заявление Мачеревича сайт министерства обороны Польши.
По его словам, принципиальное решение уже принято, однако технические детали все еще обсуждаются. Так, например, не определены места дислокации частей и оборудование, которое будет размещено в Польше на постоянной основе.
Не определена также численность каждой батальонной группы. В армиях разных стран численность батальона может составлять от 300 до 800 военнослужащих.
На переговорах обсуждалась подготовка к саммиту НАТО, который пройдет в Варшаве 8-9 июля. Как ожидается, одной из главных тем на нем станут отношения с Россией, которые ухудшились в последние годы.
Министр обороны Польши сказал, что «саммит НАТО в Варшаве станет прорывом и будет иметь историческое значение».
Четырех батальонов достаточно
Корреспондент военного онлайн-издания DefenceNews взял интервью у министра обороны, спросив у него, достаточно ли Польше одного батальона НАТО чтобы в случае начала конфликта на территории страны сдержать российские войска.
Как передает издание, Мачеревич признал, что один батальон постоянной готовности не сможет повысить обороноспособность польских войск настолько, чтобы удержать российские силы, но этого от него и не требуется.
«Это передовые силы, которые вместе с армиями стран, где они размещаются, будут способны остановить агрессию на то время, которое потребуется чтобы альянс успел организовать свои структуры, силы и защитить страну-участницу», — цитирует издание его слова.
При этом он признал, что до сих пор в случае военного конфликта НАТО признавало, что потеряет некоторую территорию и будет вынуждено отвоевывать ее обратно. Теперь, благодаря дополнительным силам, альянс рассчитывает удерживать позиции.
Польские вооруженные силы насчитывают примерно 100 тысяч человек, включая военнослужащих сухопутных сил, ВМС и ВВС.
Военные расходы
Как заявил после встречи с Мачеревичем Йенс Столтенберг, с момента вступления в НАТО в 1999 году Польша из новичка превратилась в одного из ведущих членов альянса.
В Польше регулярно проводятся учения НАТО, а в июне пройдут 30-тысячные маневры «Анаконда-16». Страна тратит на вооружения 2% ВВП, выполняя таким образом задачу, поставленную для членов альянса на саммите в Уэльсе в 2014 году, что делают не все члены.
Правда, как сообщила накануне газета Financial Times, расходы на оборону европейских членов НАТО возросли впервые за 10 лет. В 2015 году европейские члены НАТО потратили 253 миллиарда долларов на оборону, а США — 618 миллиардов.
Чтобы выполнить обещание тратить на нужды обороны не менее 2% своего ВВП, членам альянса нужно добавить к этой сумме еще 100 миллиардов.
На саммите в Уэльсе было принято решение о создании объединенной оперативной группы повышенной боевой готовности (VJTF) в составе 5 тыс. человек, которая в короткие сроки может быть увеличена. В задачу этой группы входит быстрое реагирование на внезапные угрозы безопасности стран альянса.
Между тем, как полагают эксперты, военный потенциал тех сил, которые Россия размещает в последнее время на западном оперативном направлении (три дивизии плюс танковая армия, всего более 30 тысяч человек), вполне сопоставим с военным потенциалом стран Балтии и Польши. Однако, по оценкам специалистов, в целом страны НАТО превосходят Россию по военной мощи.
Противостояние
Отношения России и Североатлантического Альянса начали портиться после того, как США запланировали размещение в Европе двух объектов противоракетной обороны — базы с радаром и другой, на которой планировалось разместить ракеты. Наряду с расширением НАТО эту программу в Москве считают угрозой российским интересам.
Вместе с тем, до начала украинского кризиса и аннексии Крымского полуострова Россией весной 2014 года стороны активно обсуждали проблемы в отношениях и даже шли на компромиссы.
Так, осенью 2013 года США пошли на уступку, свернув последнюю фазу европейской программы ПРО, которая больше всего не устраивала Россию.
Однако после аннексии Крыма и обострения ситуации на востоке Украины отношения между сторонами сильно испортились. Тогда было свернуто военное сотрудничество между Россией и НАТО, открытыми остались лишь дипломатические каналы.
В начале мая стало известно, что США запускают в работу наземный комплекс противоракетной обороны на юге Румынии, который станет частью более широкой системы Aegis.
На западном направлении
Россия в последние месяцы начала размещать на западном оперативном направлении новые силы и проводить учения, которые в Балтийских странах восприняли как признак подготовки к возможному вторжению.
В январе 2016 года стало известно, что в Западном военном округе Россия создаст три новые дивизии в дополнение к 1-й танковой армии, которую создают там же.
В Москве, правда, настаивают на том, что во-первых, это оперативное направление было наименее всего защищено в последние годы, и это положение нужно просто исправить, а во-вторых, теперь его необходимо срочно еще более укреплять именно на фоне активности стран НАТО.
В последнее время участились инциденты, связанные с самолетами ВВС стран НАТО и России. Самые нашумевшие случаи — пролет российских бомбардировщиков Су-24 в опасной близости от эсминца USS Donald Cook в Балтийском море, а также несколько инцидентов с американскими разведчиками на Дальнем Востоке и над Балтийским морем.
На Западе в последние месяцы не раз звучали заявления о том, что силы НАТО не готовы в случае начала конфликта в Балтийских странах сдержать Россию, и предлагались различные сценарии размещения сил быстрого реагирования. При этом звучали также мнения, что четыре батальона (слухи о таком решении проблемы ходили и ранее) — лишь самый необходимый минимум.
Между тем генсек НАТО Йенс Столтенберг не раз заявлял, что предпочитает вести с Россией диалог, несмотря на твердую позицию по Украине и Крыму. 20 мая он заявил, что будет искать возможность созвать заседание Совета Россия-НАТО на уровне послов до саммита альянса в Варшаве. По мнению Столтенберга, Совет Россия-НАТО может быть хорошим инструментом для предотвращения военных инцидентов и рисков.
Источник: inosmi.ru]]>