Возможно ли возобновление широкомасштабных боевых действий в Донбассе? Еще сильны позиции «партии войны», которая добивается именно этого.
Во время заседания Межпарламентской ассамблеи Верховной рады Украины, Сейма Литвы, Сейма и Сената Польши во вторник первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Михаил Коваль заявил, что «власти РФ системно и последовательно срывают возможность мирного разрешения конфликта в Донбассе и сохраняют агрессивные намерения в отношении Украины».
Коваль подчеркнул, что в последнее время отмечается ряд особенностей в мероприятиях военного характера со стороны РФ. Так, по его словам, Россия «наращивает свои вооруженные силы на западном и юго-западном стратегическом направлении, в том числе вблизи государственной границы Украины». Кроме того, добавил он, усиленно проводятся разведывательные мероприятия со стороны служб РФ по всем направлениям.
Похожее заявление в тот же день сделал и представитель Главного управления разведки министерства обороны Украины Вадим Скибицкий. По его словам, «Российская Федерация в своих сценариях рассматривает возможность взятия под контроль южных областей нашего государства».
Характерно, что из Москвы не последовало мгновенного публичного опровержения этих заявлений, что обычно делает российская сторона в таких случаях. Зато глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью сказал буквально следующее: «Мы юго-восток Украины не бросаем и не забываем».
При этом Лавров фактически дезавуировал заявления украинской стороны, которая выступила с инициативой введения на неподконтрольные ей территории Донбасса вооруженной полицейской миссии ОБСЕ. Задачей такой миссии, в частности, могло бы стать создание зоны безопасности вдоль границы и обеспечение полного доступа Совместной мониторинговой миссии ОБСЕ ко всем ее участкам, доступ к неконтролируемым территориям, а также мониторинг вывода войск и вооружения с территории Украины, а уже после этого — проведение выборов на данной территории.
Для Украины, которая не в состоянии сейчас контролировать границу с Россией в Донбассе, идея ввода международных миротворцев вполне логична. Однако для Москвы подобные шаги всегда были как красная тряпка для быка. Не случайно ввод советских войск в Афганистан в свое время обосновывался именно якобы существовавшей тогда опасностью вторжения туда американских войск. Именно поэтому идея Киева о введении полицейских сил ОБСЕ на российско-украинскую границу так возбудила Москву.
В своем заочном споре с Киевом Лавров говорит: «Сейчас вдруг тема безопасности стала самой главной для президента Порошенко, причем не просто прекращение огня, а обеспечение безопасности какими-то международными силами на всей территории Донбасса. Это не предусмотрено Минскими соглашениями. На это Донбасс никогда не пойдет, а с Донбассом в соответствии с Минскими договоренностями необходимо согласовывать все без исключения шаги по урегулированию».
Заметим, что обе стороны — и российская, и украинская публично заявляют о приверженности выполнению Минских соглашений (так называемого «Минска-2»). Причем можно не сомневаться — российская сторона в этом вопросе ведет себя куда более искренне, чем украинская. По одной простой причине — «Минск-2» был подписан не в интересах Украины, стал для нее тяжелым компромиссом. Украинский президент был вынужден согласиться на него в условиях беспрецедентного давления, которое он испытывал в тот момент. Как военного — со стороны сепаратистов и российских «отпускников», так и дипломатического — со стороны России и со стороны руководителей Германии и Франции Ангелы Меркель и Франсуа Олланда.
Сегодня Москва с полным основанием обвиняет Украину в том, что та не выполняет Минские соглашения. Киев же в меру своих сил их саботирует. По той простой причине, что полное выполнение «Минска-2» означало бы однозначную потерю надежды восстановить контроль над «временно оккупированными», как их называют на Украине, территориями самопровозглашенных ДНР и ЛНР.
Дело в том, что один из ключевых пунктов Минских соглашений (№9) жестко привязывает восстановление Украиной контроля над ее границей к проведению выборов «в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». В этом пункте однозначно говорится, что «восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта… должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования…».
Но и это не все. Право на восстановление контроля над своей границей Украина получит только «при условии выполнения пункта 11». Что это за пункт, мы еще увидим, а пока констатируем, что пункт 9 однозначно декларирует: вначале выборы на территориях Украины, которые ее правительством не контролируются, и только потом, да и то не сразу, а при определенных «условиях», «начало» восстановления контроля над границей.
В свою очередь, пункт 11 и примечания к нему, помимо амнистии участникам событий в «отдельных районах» Украины (с чем более или менее согласились все стороны) предусматривают еще и формирование отрядов так называемой «народной милиции».
Эти отряды должны создаваться местными советами, избранными на выборах под контролем властей ДНР и ЛНР. Эти же неподконтрольные центральному правительству в Киеве местные советы должны получить право назначать судей и прокуроров, то есть сформировать местную судебную власть, опять же неподконтрольную центральной украинской власти. Последняя же не имеет права досрочно лишить полномочий местных депутатов, зато ей вменяется в обязанность «оказывать всемерную поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей», а также содействовать «трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации».
Если называть вещи своими именами, Минские соглашения предписывают Украине своими руками восстановить разрушенную войной экономику «отдельных районов», способствовать их экономической интеграции с Россией, но не иметь никаких суверенных прав контроля, которыми обладает любое государство над своими территориями — военного, политического, судебного и юридического.
Понятно, что выполнение всех этих требований означало бы согласие Украины с фактическим отказом от ее суверенитета над «отдельными районами Донецкой и Луганской областей», на что ни одна политическая сила в Киеве при нынешнем раскладе пойти не готова. Отсюда длящееся уже более года состояние «ни войны, ни мира» на востоке Украины, которое сейчас грозит перерасти в новую фазу военных действий.
Фраза «мы юго-восток Украины не бросаем и не забываем» до боли напомнила другие слова. Руководство Советского Союза по поводу событий в Польше в начале 1980-х годов, когда ее охватили массовые забастовки рабочих во главе с профсоюзом «Солидарность», выступило с таким заявлением: «Братскую Польшу, социалистическую Польшу мы в обиду не дадим и в беде не бросим». Военные, служившие тогда в Западном военном округе СССР писали домой: «готовимся к оказанию интернациональной помощи»…
Однако интервенция Советского Союза в «братскую Польшу» тогда не состоялась. Вероятно, во многом потому, что Советская Армия к тому времени уже основательно увязла в Афганистане. Кремлевские старцы видимо здраво рассудили, что войну на два фронта страна уже не потянет.
Сегодня невыполнение Украиной ее обязательств по Минским соглашениям теоретически может стать формальным обоснованием возобновления боевых действий. Ситуация «ни войны, ни мира» не устраивает ни Россию, ни Украину. Украина не может смириться с отторжением не только Крыма, но и части Донбасса. «Партия войны» в России по-прежнему очень сильна. Однако само по себе последнее заявление Лаврова еще ничего не значит — на носу выборы в Госдуму. Накануне их проведения мы еще не раз услышим воинственные заявления — электорату это нравится.
С другой стороны, Крым, два года назад включенный в состав России, все еще остается для нее проблемным регионом — его снабжение только через Керченский пролив, где мост еще только строится, весьма накладно. Так что подзабытая вроде идея «пробивания сухопутного коридора» в Крым через юг Донбасса наверняка вновь может показаться многим «ястребам» весьма привлекательной.
Безусловно, такое развитие событий еще больше ухудшит отношения России с Западом. Об ослаблении, а тем более отмене санкций можно будет забыть, США весьма вероятно начнут поставки летального оружия в Украину. Польша, Румыния и страны Балтии могут начать оказывать ей и другую военную помощь. Кроме того, серьезную войну с Украиной, армия которой стала существенно сильнее, чем два года назад, теперь можно выиграть лишь с большими потерями и с огромным напряжением всех сил и ресурсов. Однако вопрос о том, способны ли все эти соображения остановить «партию войны», пока еще явно остается открытым.
Источник: www.rosbalt.ru