Страшный суд

Пятно с чести семьи на Кавказе до сих пор смывают кровью.

Гибель женщины от рук родственника на Кавказе не редкость. Большинство таких смертей называют «убийством чести». Согласно местным традициям оно призвано смыть с семьи пятно, якобы оставленное недостойным поведением девушки или женщины. Всё это можно было бы списать на местные обычаи и традиции, если бы подобные самосуды не вступали в противоречие с законодательством РФ.

Дело об убийстве Абдулазизом Абдурахмановым его двоюродной сестры Буйнакский районный суд Дагестана рассматривал долго. Брат зарезал сестру за аморальное, с его точки зрения, поведение. На суде всплыли чудовищные факты. Как передаёт «Кавказский узел», Абдурахманов нанёс своей сестре девять ударов ножом, от которых она скончалась.

Поводом для конфликта якобы стало появление в Сети видеоролика, в котором молодая женщина была снята в обществе незнакомого мужчины. Абдурахманов велел назвать ему имя этого мужчины. Кроме того, он потребовал сообщить, кто отец её второго ребёнка, которому в тот момент было 15 дней. Когда женщина попросила не вмешиваться в её жизнь, Абдурахманов стал бить её ножом. На суде отец убитой заявил, что прощает родственника…

На Кавказе убийцы редко получают за подобные преступления максимальный срок. «Убийство чести» считается делом семейным. Девушку или женщину, которая запятнала, с точки зрения родни, свою семью бесчестным поведением и навлекла на свой род позор, убивают. Согласно традициям «суд чести» — это когда собирается весь род, оглашается проступок, принимается коллективное решение, назначается человек, который это сделает. Родня договаривается, кто спрячет труп и т.д.

При этом в случае появления полиции весь род будет молчать, поясняет редактор «Кавказпресс» Семён Гоголев. Сельчане нередко относятся к таким происшествиям с пониманием, ведь исполнителями «приговора» чаще всего являются ближайшие родственники. «Поэтому многие подобные уголовные дела переквалифицируют по статье «самоубийство». Иногда бывает так: родственники обвиняемого или подозреваемого откупаются от родни жертвы.

Так произошло, например, в одном из дагестанских сёл, где группа подростков изнасиловала девочку 14 лет. Родственники насильников заплатили матери девочки крупную сумму и оплатили покупку квартиры в Дербенте, куда они сейчас собираются переезжать», — рассказывает дагестанский писатель Саид Ниналалов. По его словам, девочки, которые растут без отцов и не имеют реальной защиты, нередко попадают в подобные ситуации…

Огласку такие дела получают не всегда. Это происходит, как правило, когда родственникам не удаётся договориться либо когда в дело вмешиваются федеральные органы власти. Так произошло, например, в дагестанском селе Нечаевка: там 22-летнюю Марьям Магомедову убил родной дядя Касум Магомедов.

По сообщению «Кавказского узла», в августе 2010 года её тело обнаружили зарытым на местном кладбище. 2 апреля 2013 года судья Кизилюртовского районного суда постановила оправдать обвиняемого, освободить его из-под стражи в зале суда и признать за ним право на реабилитацию. Мать погибшей Сапият Магомедова обращалась в различные федеральные органы власти и в конце концов обжаловала оправдательный приговор Кизилюртовского суда.

Родители девушки давно находились в разводе. В родном селе Марьям недолго прожила с нелюбимым мужем. После развода она уехала в Москву, поступила в институт на вечернее отделение, одновременно работала в «Ашане». Однажды её вызвали в родное село на свадьбу родственников. Там всё и произошло…

По словам матери убитой девушки, родственники обвиняемого сначала признались, что этим убийством Касум «смыл пятно с чести семьи». «В правоохранительных органах считают, что это семейное дело, которое родственники должны уладить сами», — рассказала журналистам сайта flnka.ru адвокат матери погибшей Салимат Кадырова. По словам адвоката, в одной только Нечаевке за последние пять лет произошло несколько «убийств чести», но родственники убитых девушек не обращались в полицию.

За последние несколько лет в Чечне, в районе Грозного и окрестных сёлах, также были найдены тела нескольких молодых чеченок. Президент Чечни Рамзан Кадыров публично объявил тогда, что «убитые женщины морально распущенны и родственники их справедливо застрелили». Позже в российских СМИ появилось сообщение, где глава Чечни заявил, что «действия убийц не могут быть оправданы». На сегодня нет никакой информации о раскрытии этих преступлений…

«Убийства чести» действительно время от времени совершают. Они, как правило, носят характер расправ в состоянии аффекта, — рассказывает редактор «Кавказпресс» Семён Гоголев. — Но говорить о том, что в наши дни это практика, основанная на обычаях, я бы не стал».

В чём причины этих необъяснимых с точки зрения здравого смысла и светских традиций насильственных смертей? Традиции? Слабость правосудия? Неуважение к Закону? «Убийства чести» в Дагестане, можно сказать, были всегда, и тянутся они сквозь время из далёкого прошлого. Девушек, которые могут навлечь позор на честь семьи, убивают», — пишет в социальных сетях популярный дагестанский блогер Айдемир Даганов. Однако ислам относится к таким преступлениям отрицательно.

Вот что рассказал «Нашей Версии» директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев: «Так называемое убийство чести — это не что иное, как самосуд. А самосуд — вещь недопустимая ни в одной религии. С точки зрения ислама страшным грехом является прелюбодеяние. Но доказать вину в данном случае должны четыре свидетеля. Ислам также охраняет права женщин и учит видеть в них прежде всего матерей и уже потом жён и подруг.

К тому же ислам крайне отрицательно относится к мести и, напротив, приветствует прощение. Прощение в нашей религии всегда вознаграждается больше, чем месть. Что касается «убийств чести», отрицать их факт не стоит, но сейчас это всё же единичные явления».

Месть — это грех

Причины многих трагедий — семейные неурядицы. Они возникают не на пустом месте. На Кавказе распространены так называемые договорные свадьбы — когда девушку выдают по сговору между тейпами, или семейными кланами. «В большинстве случаев мнение дочери отец учитывает. Но девушка сама скорее всего не станет противиться воле отца — так заложено вековыми традициями», — рассказывает Руслан Гереев. В результате иногда возникают бытовые конфликты, неудовлетворённость семейной жизнью.

Бывали случаи, когда девушки вскоре после «договорной» свадьбы убегали из семей, вынуждены были скрываться, их дальнейшая судьба складывалась непросто. «Подавляющее большинство населения Северного Кавказа живёт всё-таки в родовой структуре, все считаются с мнением родственников и соизмеряют свои поступки с мнением родни», — поясняет редактор «Кавказпресс» Семён Гоголев.

Есть и извечная причина семейных раздоров: мужчина полюбил другую, девушка или женщина перестала его устраивать, и он ищет способ от неё избавиться под любым предлогом. Одно такое убийство потрясло Дагестан в нынешнем году. 27 февраля 2015 года в дежурную часть отдела ОМВД России по Хасавюртовскому району обратился 24-летний Султансаид Алхаматов. Он рассказал, что ночью на окраине села во время конфликта убил свою 23-летнюю жену Юлдуз Зурхаеву, мать его малолетнего сына.

Выехавшие на место преступления сотрудники полиции обнаружили тело погибшей. Достоянием так называемого «Серого журнала» — дайджеста кавказской прессы — стало предсмертное письмо, по всей видимости, написанное убитой Юлдуз. Покойная за несколько часов до смерти написала: «Если ты встретил или встретишь на пути своём женщину, приведи её в дом, а мне дай уйти… если мой каприз приведёт тебя к греху, то пусть будет так, как дозволено».

Не исключено, это письмо и стало поводом для ссоры, закончившейся трагически. Как сообщает агентство «Кавказпресс», во время предварительного расследования вскрылись жуткие детали: жертву сначала задушили, потом тело женщины облили бензином и сожгли. При этом, похоже, что убийца был верующим и выкладывал в своём Facebook фото, судя по которым он совершал хадж…

«Такие убийства осуждают сами мусульмане. Самое страшное наказание — это когда община или село принимает решение о выселении провинившегося, преступника», — рассказывает Руслан Гереев.

Мулла вместо судьи?

В конце 2014 года фонд имени Генриха Бёлля провёл опрос среди женщин в четырёх северокавказских республиках — Чеченской Республике, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарии и Дагестане. Всего анонимные анкеты заполнили 723 женщины. Около 30% опрошенных чеченок признались, что вышли замуж по принуждению. В Чечне и Кабардино-Балкарии оказался самый высокий процент мужчин, имеющих нескольких жён. В возрастной категории от 31 года до 45 лет об этом заявили около 30% чеченских женщин. В Кабардино-Балкарии 36% женщин в возрастной категории от 17 до 30 лет заявили, что не являются в семье единственной женой.

Традиции многожёнства на Кавказе восходят к древности: эти народы часто участвовали в войнах, результатом становился дефицит мужского населения. «Сегодня в Дагестане тоже дефицит мужчин. Это остро поднимает демографические вопросы. Многожёнство разрешено исламом. Разумеется, муж должен обеспечивать каждую свою последующую жену так же, как предыдущую.

Для того чтобы родить ребёнка и не быть осуждённой и порицаемой обществом, женщина в некоторых случаях соглашается быть второй женой. У нас есть и так называемые религиозные, мусульманские браки, которые приняты наряду со светскими, регистрируемыми в загсах. На Кавказе к этому относятся с пониманием», — считает Руслан Гереев. Однако не все кавказские женщины одобряют такой посыл.

Постоянный представитель Республики Дагестан при президенте России Изумруд Мугутдинова, например, считает: «Ислам действительно допускает многожёнство. Однако согласитесь: можно и в Москве встретить мужчину, который живёт на два дома, имея жену и любовницу. Но чтобы две жены жили в одном доме, под одной крышей — такое ни одна женщина не стерпит, мне кажется. Мы всё-таки живём в светском государстве».

Регионы Северного Кавказа являются частью Российской Федерации и находятся в едином для всей России правовом поле. Поэтому логично, чтобы преступления и их наказания укладывались в правоприменительную практику согласно Конституции Российской Федерации. Однако это не всегда так, и «убийства чести» — того подтверждение. Причины на самом деле связаны не только с обычаями, традициями и пережитками прошлого.

«Среди населения есть недовольство работой местных судов. Много говорится об их коррумпированности. Суды нередко выносят ложные обвинения, при этом истинные виновники остаются безнаказанными. Именно поэтому люди ищут иные формы решения споров», — рассказывает дагестанский писатель Саид Ниналалов.

С ним согласен директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев: «Исламское общество — закрытое. Выносить сор из избы у нас не принято. Действительно есть претензии к судам. Именно поэтому многие начинают обращаться, например, к муллам.

В центральных мечетях есть советы имамов, которые эффективно работают в разрешении споров. В бытовых конфликтах сейчас вместо суда также нередко обращаются к мулле. Это бесплатно и быстро. К примеру, недавно был один резонансный случай: в Дагестане русский предприниматель из Воронежа дал взаймы и никак не мог получить долг от заёмщика. Он обратился в мечеть, где религиозные деятели вынесли постановление: деньги бизнесмену должны быть возвращены. И ему тут же вернули долг!»

Лично меня этот случай почему-то не обрадовал. Просто он проиллюстрировал кризис судебной и правовой системы на Северном Кавказе.

Ирина Мишина

Источник: newsland.com

]]>

Экономическая политика России

Похожие записи

Добавить комментарий

Читайте также x