Brexit — неоднозначные последствия для России

Если для Запада Brexit — это потеря, то для России он должен явиться победой, не так ли? Западные лидеры, в том числе премьер-министр Дэвид Кэмерон, комментируя прошедший референдум обычно во всем обвиняют Кремль. Но, действительно ли это так?

Безусловно, потребуется немного усилий, чтобы отыскать злорадствующих по поводу результатов российских политиков и пропагандистскую машину РФ, которая содействовала выходу Великобритании. Но сразу же после референдума президент России Владимир Путин предложил трезво оценить ситуацию, понимая, что последствия для России окажутся весьма неоднозначными. Его замечания не были маскировкой в советском стиле или обманом для дезориентации противника, а отражали экономические и геополитические проблемы, с которыми сейчас сталкивается Россия.

С экономической точки зрения, Brexit «нарисовался» не в самое подходящее время. Погрязнув в рецессии более чем на год, Россия только сейчас начинает показывать признаки стабилизации. Кремль с осторожным оптимизмом заявлял о восстановлении экономического роста позднее в этом году. Теперь же, его заявления поставлены под угрозу углублением неопределенности в Европе, которая на сегодняшний день, несмотря на поворот Путина в Азию, остается наиболее важным торговым партнером России, ведь в 2015 году оборот внешней торговли России с Европейским союзом составил 45 процентов от общей. Падение цен на нефть и обвалившийся рубль не предвещают ничего хорошего для страны, которая по-прежнему сильно зависит от продажи нефти и попутно борется с инфляцией. Краткосрочная изменчивость рынка только усугубляет положение.

Трудно понять потенциал экономического роста. Может быть, что Brexit подорвет продление жестких европейских санкций против России из-за Украины, но сразу же после референдума, ЕС продлил их еще на шесть месяцев. Даже несмотря на то, что они могут быть ослаблены или полностью сняты, к концу года Россия вряд ли решит все свои экономические трудности. С санкциями или без, европейский коммерческий интерес в России начал угасать, и никто уже не рассматривает Европу как спасителя в период экономических неприятностей.

С геополитической точки зрения, ситуация более перспективная, но тоже не без подводных камней. Кремль не заинтересован в политической консолидации объединенной Европы, которая бы затмила Россию в энергетическом потенциале, как это сегодня делают Соединенные Штаты. Она энергично эксплуатирует европейские трещины относительно террора и миграции, фискальной и энергетической политики и национальной принадлежности. Она открыто поддерживает как правые, так и левые антиевропейские силы, в том числе «Национальный фронт» Марин Ле Пен. Brexit представит для России новые возможности, ведь его детали только обговариваются.

Также, Brexit может ускорить ослабление изоляции и напряженность вдоль российских границ, так как он отвлекает внимание НАТО от России и сводит на нет европейскую мечту Украины. Саммит НАТО в Варшаве, который состоится на этой неделе, скорее всего, сосредоточит внимание на последствия Brexit относительно сплоченности альянса, а именно на стратегии борьбы с Россией. Российские интересы в Украине будут умножаться, но также она может столкнуться с затратами на восстановление украинской экономики, так как европейцы отказываются от Киева, имея дело с более серьезными проблемами.

Кремль должен проявлять осторожность. У него нет никакого интереса к разрешению европейских проблем, которые может предвещать Brexit. Кремль стремится к менее единой Европе, которая снабдила бы привилегиями двусторонних связей с ключевыми странами (особенно с Германией) в отношениях с Брюсселем, тем самым предоставив России более активное участие в международных делах. Также вероятно, что такая Европа будет уважать, по крайней мере косвенно, российскую сферу влияния на постсоветском пространстве. У нескольких столиц будет еще много времени для Восточного партнерства с Украиной, Грузией, Молдовой и другими постсоветскими странами. Но с другой стороны, Россия хочет видеть сильную и объединенную Европу, которая будет коммерческим и геополитическим противовесом Китаю в Евразии и Соединенным Штатам по глобальным вопросам. Кремль должен будет позаботиться, чтобы не переоценить свои силы.

И, наконец, в преддверии сентябрьских парламентских выборов, Кремль вряд ли обрадуется еще одному проявлению успешного народного восстания против правящей элиты через избирательные урны. Он далеко не уверен в лояльности своего народа, особенно в период тяжелых экономических трудностей, и всегда беспокоится, когда должен мобилизовать его для достижения политических целей, таких, как выборы. Кремль предпочитает народную апатию, но его легитимность требует приличной явки и сильного голоса за прокремлевских кандидатов. Для достижения своих внешних и внутренних целей, Путин надеялся демократизировать предстоящие думские выборы по сравнению с последними в 2011 году. Теперь же он пересмотрит свое мнение.

Короче говоря, Brexit не заставил Путина хлопать в ладоши или скручивать их в печали. Как и другие лидеры, он несомненно понимает, что его ноша только что стала более сложной и непредсказуемой. Возможностей и проблем предостаточно, а давать правильную реакцию на политические события стало только сложнее.

Источник: inosmi.net

Экономическая политика России

Похожие записи

Добавить комментарий

Читайте также x