4 июля сотрудники ОБЭП выяснили, что руководитель группы учётов одного из томских бюджетных учреждений похитил 500 тысяч рублей, фальсифицируя счет-фактуру и накладные на поставку питания в детские сады. Полиция выявила, что помогал ему в этом некий индивидуальный предприниматель. Причем все это время в дошкольные учреждения не поставлялось питание. В отношении госслужащего и его соучастника возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество».
Похожая ситуация произошла в Саратове в конце прошлого года. Сотрудники местной районной администрации давали неправомерные распоряжения руководителям образовательных учреждений о досрочном расторжении договоров питания с действующими фирмами и дальнейшем их заключении с аффилированными предпринимателями. Выяснилось, что на руководителей этих образовательных учреждений оказывалось давление.
Широкий резонанс приобрела и история в Волгодонске, где на закупке продуктов для детского питания «потерялись» 35 млн рублей. При этом воспитанники детских садов зачастую оставались без хлеба, а школьники и вовсе без питания. Руководители учреждений заключили договоры с тремя поставщиками, не руководствуясь ни закупочными ценами, ни опытом работы организаций, ни другими объективными причинами. В результате закупочные цены по заключенным контрактам в некоторых случаях превышали розничные на 100%. К примеру, лимоны стоили 200 рублей за килограмм вместо рыночных 80 рублей, сгущенное молоко – 140 рублей вместо 95, свекла – 22 рубля вместо 9, а говядина – по 320 рублей вместо 250. Из-за нехватки средств были нарушены нормы питания детей: порции значительно уменьшены, а фрукты и кондитерские изделия вовсе исключены.
При этом глава администрации Волгодонска Андрей Иванов покрывал руководителя управления образования Анну Пустошкину, отрицая и завышенную стоимость продуктов, и заключение аффилированных договоров. Однако проверка контрольно-счетной палаты подтвердила факты нарушений. «Бюджетные средства потрачены неэффективно», – говорится в докладе надзорного органа.
Спекуляции на детском питании происходят и на других уровнях. К примеру, в Казани родители учеников школы №55 не раз замечали, что повар выходит с черного хода с коробками и продает пирожки, испеченные для детей, на рынке. Чтобы не быть голословными, родители даже предоставили видеодоказательства. Кроме того, они отметили и нарушение веса порций: «Мяса должно было быть 80 граммов, а было 30, зато риса в два раза больше. Но невкусно, дети ничего не съели, только чай с голодухи выпили». По мнению родителей, антисанитария и несъедобная еда – фирменный стиль их школьной столовой.
Мэр Казани Ильсур Метшин предложил полностью исключить наличный расчет в школьных столовых, поскольку это позволит обеспечить контроль за работой пищеблока, да и родители смогут контролировать расходы ребенка. На прозрачность системы обеспечения питанием работает и тот факт, что в столице Татарстана образовательные учреждения централизованно кормит комбинат питания, который доставляет готовые блюда на пищеблоки. Директор департамента продовольствия и социального питания Гузель Ананьева рассказала о плюсах такого подхода: получая готовые котлеты, недобросовестные работники столовой просто не смогут изъять часть продуктов. Мэр одобрил это предложение: «Мы поддерживаем это направление, и в целом единое разнообразное меню должно быть по всему городу, во всех школах и детских садах».
Подобная централизованная система питания уже давно действует в Москве. Продукты и готовые блюда привозят в образовательные учреждения, где уже никто не может изменить состав обеденного меню, которое известно заранее. Кроме того, проведение конкурса на получение госконтрактов гарантирует добросовестность поставщиков благодаря прозрачной системе работы. Такая схема не только позволяет избежать многочисленных махинаций, но и обеспечить качественное и безопасное питание и для школьников, и для воспитанников детских садов.