ФАС предписал петербургскому Комитету имущественных отношений расторгнуть контракт с Городским управлением инвентаризации и оценки недвижимости (ГУИОН). По данным надзорного ведомства, КИО делегировало предприятию свои собственные полномочия, которые закреплены за ним законодательно и не подлежат передаче иным структурам.
При более пристальном знакомстве с двухлетней историей КИО становится очевидным, что делегирование полномочий – один из основных принципов его существования. Снятию с комитета определенных функций в большинстве случаев сопутствует комплексная реорганизация ведомства. Подобные процессы мотивируются необходимостью повышения эффективности его работы – напомним, на КИО неоднократно жаловались предприниматели из-за затянутых сроков рассмотрения документов, а также граждане, чьи жилищные интересы были задеты в ходе решения отдельных вопросов городского строительства. Однако структуры новые создаются, а имущественных проблем в городе меньше не становится. При этом перечень функций новых ведомств столь широк, что возникает вопрос: чем, собственно, занимается сам Комитет имущественных отношений?
Сначала при Смольном была создана Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости. Ведомству перешли такие обширные задачи КИО, как инвентаризация городских земель и нежилого фонда, а также контроль за их использованием. На основании отчетов Госинспекции комитет, в частности, принимал решения о сносе незаконных построек. При этом исполнительную функцию по данным вопросам брал на себя Центр повышения эффективности использования госимущества, напрямую подчиняющийся ведомству. Однако в скором времени стало понятно, что, несмотря на снятие полномочий с КИО, работа имущественного комплекса по-прежнему оценивалась как крайне слабая. Сроки решения проблем затягивались еще больше, чем раньше, так как отныне все вопросы проходили рассмотрение через три инстанции: Госинспекция, КИО и Центр повышения эффективности использования госимущества, и застревали посередине – на стадии бюрократического оформления решения. В связи с этим в городе на базе Госинспекции был создан отдельный комитет с одноименным названием и ему переподчинили Центр повышения эффективности использования, а КИО и вовсе лишили этих функций.
Как оказалось, даже после подобной «реформы» чиновники Комитета имущественных отношений, видимо, решили, что они перегружены работой, и заключили с Городским управлением инвентаризации и оценки недвижимости (ГУИОН) контракт на оказание услуг по предоставлению информации, необходимой для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Петербурга. Согласно законодательству, данные функции должны находиться в прямом ведении КИО и передаче не подлежат. Это стало одной из причин претензий ФАС. Более того, надзорное ведомство возмутило заключение контракта без проведения конкурсных торгов. Это нарушало права других компаний, занимающихся оценкой недвижимости в Петербурге, согласно статье «О защите конкуренции». Теперь Комитет имущественных отношений должен расторгнуть контракт с ГУИОН в срок до 25 августа.