Правительство и крупнейшие нефтяные компании подписали соглашение о сдерживании роста цен на бензин и дизельное топливо во втором квартале (апрель-июнь). Об этом 5 апреля 2019 года сообщил журналистам вице-премьер РФ Дмитрий Козак, курирующий нефтяную отрасль.
Текущий формат соглашения начал действовать поздней весной прошлого года, но сначала он был больше похож на джентльменское соглашение: правительство согласилось тогда снизить ставки акцизов на бензин и дизель, а нефтяники взамен согласились заморозить стоимость топлива на сетевых АЗС.
К осени ситуация несколько дестабилизировалась, возникли риски очередного роста цен на топливо из-за высоких цен на нефть на мировом рынке, после чего было задокументировано соглашение между правительством и нефтяниками о заморозке мелкооптовых цен, повышении отгрузок топлива на внутренний рынок во избежание дефицита предложения и заморозка розничных цен. В таком формате соглашение действовало до 31 марта этого года, оно предполагало также рост розничных цен максимум на 1,7 процента в январе из-за повышения ставки НДС.
К концу марта правительство решило, что соглашение надо продлить до июля, так как планируется введение квазилицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов на территории Евразийского экономического союза (сам экспорт ограничен не будет, но у нефтяников появятся перманентные обязательства по поставкам на внутренний рынок). На период переговоров в рамках ЕАЭС соглашение по стабилизации цен должно стать страховкой для потребителя. Кроме того, несколько меняется формула расчета демпфера — механизма, позволяющего нефтяникам рассчитывать на топливные льготы при выполнении ряда условий.
По оценкам Минфина, корректировка демпфера и продление соглашения — это стопроцентный повод для потребителя не беспокоиться о росте розничных цен.
Сколько россияне тратят на бензин
Больше всего россиян — 42 процента — тратят на бензин в месяц свыше 4 тысяч рублей.
К такому выводу пришли эксперты аналитического агентства «Автостат», проведя онлайн-опрос российских автомобилистов. Примерно каждый пятый (20,6 процента) ежемесячно выделяет из своего бюджета на топливо от 3 до 4 тысяч рублей, а почти каждый шестой (17,2 процента) — от 2 до 3 тысяч рублей.
Стоимость бензина по итогам года вырастет максимум на уровень инфляции
Более чем у 15 процентов траты на бензин укладываются в сумму от 1 до 2 тысяч рублей. Самая малочисленная категория — около 5 процентов — тратят в месяц на заправку автомобиля менее 1000 рублей.
По словам ведущего аналитика агентства Михаила Кулиша, если отталкиваться от расходов на бензин, то в среднем в день хватит на 20 километров пробега. Учитывая расстояния крупных городов, то 20 километров — это лишь половина или даже треть ежедневного пути (если человек едет из пригорода) от дома до работы.
Например, у автора этих строк расстояние от дома до работы примерно 40 километров. В обе стороны получается уже 80 километров. При расходе топлива не слишком экономичного автомобиля ежедневно приходится выкладывать из кошелька не менее 400 рублей. Если умножать эти траты на количество только рабочих дней, то получается более 8 тысяч рублей на бензин.
Расходы на общественный транспорт (если не пользоваться такси и электричками повышенной комфортности) в месяц окажутся на порядок ниже.
По словам известного автомобильного эксперта, партнера агентства «Автостат» Игоря Моржаретто, россияне стали меньше пользоваться личным автотранспортом в ежедневном режиме, как это было раньше.
«Шутка, но с большой долей правды: наши люди в булочную на машине уже не ездят, — готовит эксперт. — Дело не только в дорожающем бензине. В крупных городах все больше распространяется платная парковка. Если нет офисного паркинга с бесплатным режимом или фиксированной платой, то на улице на целый день оставлять машину очень накладно. А искать якобы бесплатные места опасно. Всегда есть вероятность, что там их найдет эвакуатор и увезет на штрафную стоянку. Это станет еще дороже, чем ежедневные поездки».
Российские регионы с наиболее доступным бензином
Больше всего бензина на среднемесячную зарплату могут купить жители Ямала, меньше всего — Дагестана, следует из подсчетов экспертов агентства РИА Рейтинг.
Традиционно в топ рейтинга вошли в основном территории Крайнего Севера, Москва и Санкт-Петербург. Первое место занял Ямало-Ненецкий округ, где на среднюю зарплату можно купить 2006 литров бензина в месяц. На втором месте — Москва с показателем 1699 литров, на третьем — Ненецкий автономный округ (1588 литров).
Согласно исследованию, купить на среднюю зарплату больше тысячи литров бензина могут также жители Чукотки, Магаданской, Сахалинской, Мурманской и Московской областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа, Камчатки, Петербурга, Якутии и Коми.
В конце рейтинга оказались республики Северного Кавказа. Его замыкают Дагестан (483 литра), Карачаево-Черкесия (508 литров) и Кабардино-Балкария (517 литров). В замыкающую рейтинг десятку вошли также Калмыкия, Крым, Адыгея, Чечня, Ивановская и Тамбовская области, а также Алтайский край.
В 2018 года средняя стоимость литра бензина марки АИ-92 в России выросла на 9,9 процента. В 43 регионах темпы роста превысили 10 процентов. Самый быстрый рост цен наблюдался в Чечне, Севастополе, Крыму, на Алтае и в Северной Осетии, самый медленный — на Камчатке, Сахалине, Амурской области и в Приморском крае.
По материалам «Российской газеты»