Надо знать свою родословную
Предки современных бурят, калмыков, монголов входили в один и тот же мир, традиции которого развивались усилиями многих поколений. Эти народы объединяло духовная традиция: культ Вечного синего неба, почитания земли и воды, как живых сущностей, отношения к пространству, как к живому, почитания предков, культ огня, как источника жизни, умение управлять стихиями и энергией. Люди относились к своей земле как к Дому. Была и особая этика родства и гостеприимства. Незнание своей родословной считалось большим позором. А те, кто разбирался в этом, всегда ценилось в народе и пользовались уважением.
В изучении прошлого, исторических фактов народной жизни, летописи и других документов огромную роль играет знание своей родословной. В нём кровная связь бурят между прошлым и настоящим. О прошлом баргузинских бурят можно узнать из знаменитых «баргузинских летописей», из воспоминаний старожилов. Как устные, так и письменные летописные данные говорят о том, что в свое время в Баргузин прибыли представители эхиритских родов hэнгэлдэр, Шоно, Баяндай, Абзай, Эмхэнут, Булагад, Сэгэнэт и Галзуут. Значительная часть здешних бурят принадлежат к родам hэнгэлдэр, Шоно и Баяндай — основным родам племени Эхирит.
Что такое родословная? Это ряд поколений, происходящих от одного предка. А кто такой предок? Это древний родственник по роду.
Недавно я провела экпресс-опрос для того, чтобы определить, насколько мы знаем свою родословную. В опросе участвовало 36 учащиеся. Из них до 3-го колена знают свою родословную 9 учащихся; до 4-го колена – 8; до 5-го, 6-го, 7-го и 8-го колена – 3; и не знают свою родословную трое.
Часто слышу вопрос: почему человек должен знать свою родословную? Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все ветви одного дерева. Без родственных, фамильных связей любая семья – что ветка, которую отломили от родного дерева. Укрепляя и изучая свой род, мы помогаем своей стране. Природа, народ, Родина – не случайно имеют один корень.
Моя родословная: Наташа – Анжела – Дарма Молонович – Бурхин – Молон-Малаахан – Запаан – Сагаан – Пальтюхаан – Улаасай – Бааhан – Тохой – Баяндай – Сэхир – hуудаг Сагаан – Зонхи – Эхирит (16 колен).
Мой дедушка: Бурхинов Дарма Молонович из рода Тохой Баяндай родился в местности «Буктэр». Работал в родном колхозе «Улюнский» шофером 60 лет. Моя бабушка: Ринчинова Надежда Дугаровна из рода Хабруу-hэнгэлдэр, работала учительницей Яриктинской начальной школы. Когда началась Великая Отечественная война, моему деду исполнилось 10 лет. Во время войны он развозил почту до Курумкана. Почта тогда находилась в Загот-зерне улуса Хилгана, начальником почты работала Петелина. По бездорожью в холоде и грязи приходилось возить почту, а волки всегда бежали по следу.
Старший брат дедушки Бурхинов Бадма Молонович (1912 г.р.) пропал без вести на Ленинградском фронте, до войны работал учителем географии и биологии в школе с. Баянгол. Окончил Иркутский государственный университет.
Второй брат — Бурхинов Радна Молонович (1915 г.р.) в 1937 году был призван на действительную военную службу Буркав дивизии в г. Улан-Удэ, затем 8 месяцев служил в Маньчжурии. В 1938 году участвовал в военных действиях на озере Хасан. 28 июня в 1941 г. попал в первую мобилизацию, а 20 февраля 1942 г. был в городе Старая Русса на Волховском направлении. Затем его перебросили на Ленинградский фронт. А в 1943 г. попал на третий Украинский фронт генерала-лейтенанта Толбухина. Воевал на Курской Дуге.
Война закончилась, когда Радна был в Турции. После войны работал в родном колхозе, бригадиром животноводческой фермы.
Ещё один брат — Бурхинов Наган-зан Молонович (1922 г.р.) ушел на фронт в 18 лет, воевал на Ленинградском фронте и получил ранение. После войны работал в родном колхозе чабаном.
Пятый брат — Бурхинов Доржи Молонович (1925 г.р.) — кандидат педагогических наук, работал в Бурятском Государственном Университете преподавателем.
Изучая и сравнивая данные, слушая воспоминания, я узнала ближе события исторических периодов начало XX века: жизнь и быт сельских жителей дореволюционного, революционного периодов становления Советской власти. Сопоставляя, данные материалы я пришла к выводу, что бурные политические события XX века коснулись моих предков, что жизнь каждого человека связана с жизнью страны, что судьба человека — это часть большой истории, и мы молодое поколение должны чтить память своих предков. И я хочу узнать больше о прошлом своего народа и участников исторических событий той или иной эпохи. История нашей страны очень богата, и, чтобы знать и помнить о ней, мы должны знать историю своей малой Родины, своего рода, ведь судьба старшего поколения моей семьи сопоставима с судьбой страны.
Я убедилась, что история любой семьи имеет глубокие корни, что это тема очень актуальна и нужна каждому человеку. Я благодарна, что мои родители сохранили для меня – историю жизни моих предков, что все они были замечательными людьми, и я горжусь ими.
Наталья Бурхинова