АЛЕКСЕЙ ГОРДЕЕВ О НОВОЙ ПРОГРАММЕ ДЛЯ СЕЛА

Устойчивое развитие сельских территорий и повышение уровня и качества жизни населения является особо актуальной темой. К ней приковано внимание как сельских жителей России, региональных органов власти, муниципалитетов разного уровня, так и Правительства РФ.

В настоящее время идет проработка специальной государственной программы комплексного развития сельских территорий. О том, какие проблемы возникают в связи с этим, о перспективах, которые откроются с принятием этого важного документа, рассказал на правительственном часе в Совете Федерации заместитель Председателя Правительства Алексей Гордеев.

Редакция портала считает необходимым познакомить наших читателей со стенограммой этого выступления.

Выступление Заместителя Председателя Правительства Алексея Гордеева на правительственном часе в Совете Федерации

Напомню, что начиная с 2003 года главным инструментом развития сельских территорий являлась федеральная целевая программа «Социальное развитие села» и она действовала в том или ином виде до 2018 года. В 2018 году ФЦП была преобразована в подпрограмму «Устойчивое развитие сельских территорий» общей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков, а затем в ведомственную целевую программу, что, на мой взгляд, снизило уровень внимания к этой важной теме.

Кратко остановлюсь на итогах.

За период с 2003 по 2018 год совокупный объём финансирования, включая средства федерального и региональных бюджетов, а также внебюджетных источников, направленных на реализацию программ развития сельских территорий, составил 518 млрд рублей. В год в среднем на одно сельское поселение пришлось 2 млн рублей, а в поселение входит в среднем порядка 10 деревень и сёл.

Было построено 22,0 млн квадратных метров жилья, в том числе свыше 8 млн квадратных метров для молодых семей и молодых специалистов.

Введены в строй:

новые школы – на 119 тыс. ученических мест;

учреждения культурно-досугового типа – на 33 тыс. мест;

1380 фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики;

681 плоскостное спортивное сооружение.

Проложено:

более 70 тыс. километров распределительных газовых сетей;

порядка 2,5 тыс. километров автомобильных дорог. Постоянной круглогодичной связью по дорогам общего пользования с твёрдым покрытием обеспечено 707 сёл;

25 тыс. километров локальных водопроводов.

Если говорить о программе текущего 2019 года, то общий объём финансирования должен составить 25 млрд 400 млн рублей, в том числе из федерального бюджета более 17 млрд рублей, то есть цифры достаточно скромные в масштабах нашей страны.

Кратко информируя членов Совета Федерации о результатах реализации программы «Развитие сельских территорий», важно ответить на вопрос: а какова на данный момент реальная ситуация в сельских населённых пунктах России?

И сегодня можно констатировать: принятые меры и достигнутые результаты явно недостаточны для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения, сохранения социального и экономического потенциала сельских территорий и выполнения ими общенациональных функций – производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, а также сохранения историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержания социального контроля и освоения сельских территорий.

В первую очередь существующие проблемы на селе отразились на демографической ситуации.

За последние 25 лет естественная убыль сельского населения и миграционный отток составили в совокупности 2,5 миллиона человек. Исходя из данных последней Всероссийской переписи населения (2010 год), в России числится 153 тыс. сельских населённых пунктов, из которых почти в 20 тыс., а это около 13%, отсутствует постоянное население.

Существующие проблемы сельских территорий, к сожалению, носят комплексный характер, что отражается прежде всего в высоком уровне безработицы – 8% (в городе – 4,3%).

Доля сельского населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляет 20% (в городе – 11,2 %), а заработная плата в сельском хозяйстве почти в два раза ниже, чем в среднем по экономике страны.

Обеспеченность основными социальными благами остаётся крайне низкой. Это касается и жилищного фонда, качества объектов образования, доступности здравоохранения, дорожной сети, отсутствия качественной питьевой воды, интернета. Список можно продолжить.

В целом перечисленные и многие другие проблемы, накопившиеся на селе, привели к снижению привлекательности сельской местности, препятствуют её социально-экономическому развитию. Нельзя не обратить внимание на то, что в числе последствий этих проблем возникло новое весьма необычное и несвойственное для нашей страны явление – по рождаемости российское село впервые уступило городу. Этот тревожный сигнал заслуживает пристального внимания со стороны государственных органов власти и потребует необходимости принимать кардинальные меры, чтобы данное явление не стало тенденцией.

Причины недостаточного уровня социально-экономического развития села кроются как в исторически накопившихся проблемах (село в XX веке зачастую было донором развития страны), так и в недостатках действующих государственных механизмов развития сельских территорий на современном этапе.

Основными факторами, тормозящими развитие сельских территорий, являются:

ведомственная разобщённость на всех уровнях в управлении сельскими территориями;

узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, а также отсутствие эффективных механизмов осуществления программ всестороннего сельского развития;

отсутствие комплексного подхода к развитию сельских территорий в преодолении бедности, неравенства и безработицы;

низкий уровень диверсификации сельской экономики и слабая поддержка развития предпринимательской активности;

недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение;

низкая транспортная связанность центров экономического роста между собой и с другими территориями.

В целом сложилась огромная региональная дифференциация в социальной ситуации на селе. Только 18 субъектов РФ в этом отношении можно назвать относительно благополучными: республики Татарстан, Башкортостан, Тамбовская, Белгородская, Воронежская области, Краснодарский край и так далее. Наиболее проблемными являются 29 субъектов РФ, к которым относятся регионы, стагнирующие на низком уровне социального развития: республики Бурятия, Тыва, Карелия, Забайкальский край, Новгородская, Псковская, Кемеровская области, список можно продолжить.

В связи со сложившейся ситуацией Президентом Российской Федерации по итогам совещания в Ставропольском крае поручено Правительству в срок до 1 июня 2019 года разработать и утвердить государственную программу по развитию сельских территорий (протокол поручений от 31 октября 2018 года №Пр-2014 (подпункт «а» пункта 1).

Сроки достаточно сжатые, тем не менее необходимо, чтобы новая Госпрограмма комплексного развития сельских территорий в соответствии с поручением Президента Российской Федерации заработала с 1 января 2020 года.

В настоящее время Минсельхоз России осуществляет подготовку новой госпрограммы с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, научных, учебных и общественных организаций.

Создана межведомственная рабочая группа для обсуждения приоритетных направлений и механизмов реализации госпрограммы.

Работа в данном направлении ведётся также и с учётом имеющегося зарубежного опыта в реализации подобных программ.

В большинстве развитых стран развитие сельских территорий вышло на первый план и является одним из главных направлений региональной политики, например в Евросоюзе, США, Канаде, Китае и многих других странах.

Так, в Европейском союзе реализуется программа LEADER, которая является интеграционным и межсекторальным инструментом развития сельских территорий, направленным на стимулирование устойчивого развития сельской местности, поддержку локальных проектов развития территорий, инициированных на местном уровне, в том числе связанных с созданием новых рабочих мест.

Принцип этой программы заключается в стимулировании местного сообщества к разработке и реализации проектов социально-экономического развития, соучастию в принятии решений и распределению ресурсов.

В США управлением развития сельских территорий на федеральном уровне занимается специально созданное агентство (USDA Rural Development, далее – Агентство) при министерстве сельского хозяйства США (USDA). Руководитель Агентства имеет статус заместителя министра. В сферу деятельности Агентства входит широкий круг вопросов сельского развития: финансирование строительства жилья в сельской местности, создание эффективной инженерной и другой инфраструктуры, а также развитие различных альтернативных видов бизнеса, в том числе посредством кооперации.

Возвращаясь к нашей ситуации. На мой взгляд, Госпрограмма развития сельских территорий должна быть основана на комплексном подходе, который предусматривает:

сбалансированное развитие, включающее экономический, экологический и социально-демографический аспекты, без сочетания которых невозможно обеспечить устойчивость развития;

охват всего пространства сельских территорий с учётом их типологии, состояния, перспектив развития и необходимости приостановки деструктивных процессов.

Кроме того, важно учесть в программе целеполагание Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой в феврале текущего года, где одной из целей является сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни людей.

Исходя из этого, основными целями будущей госпрограммы должны стать:

— повышение качества жизни и уровня благосостояния сельского населения;

— расширенное воспроизводство человеческого капитала и создание сбалансированной системы расселения с учётом задач пространственного развития;

— обеспечение экологической безопасности сельских территорий.

При этом следует отметить, что эти цели должны быть увязаны как с развитием основного агропромышленного производства, так и с другими несельскохозяйственными видами деятельности. И последнее является на этом этапе самым актуальным!

Для достижения указанных целей предстоит решить задачи по:

— преодолению сельской бедности через создание условий для роста занятости и доходов сельского населения;

— развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий до современного уровня;

— созданию комфортных и экологически благоприятных условий проживания;

— повышению доступности государственных и муниципальных услуг для сельского населения.

Повторюсь, важнейшим должен стать комплекс мер по диверсификации сельской экономики, включая предоставление малому бизнесу субсидируемых кредитов на развитие несельскохозяйственной деятельности (переработка сельскохозяйственной продукции, аграрный и сельский туризм, сбор и переработка дикоросов, альтернативная энергетика и другое). Необходимо стимулирование экономически активных людей и прежде всего сельской молодёжи.

Начиная с текущего года в рамках утверждённых национальных проектов и отраслевых государственных программ предусмотрен ряд мероприятий, проводимых в том числе и в сельских поселениях. Поэтому важно, чтобы новая госпрограмма была скоординирована с уже действующими мероприятиями и планами в рамках бюджетов различных федеральных органов исполнительной власти.

Считаю, что при этом координирующая роль должна быть возложена на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Необходимо, с одной стороны, исключить дублирование полномочий в рамках реализации государственной политики в отношении сельских территорий, с другой стороны, обеспечить синергию комплекса мер, реализуемых всеми государственными органами исполнительной власти в этой сфере.

Реализация госпрограммы предусматривает формирование на начальном этапе правовых, организационных и методических условий, необходимых для её эффективной реализации, включая проведение научных исследований и анализа состояния сельских территорий на основе их мониторинга, разработку критериев оценки и стандартов качества жизни.

Что касается ресурсного обеспечения госпрограммы, то источником её финансирования должны стать средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и частные инвестиции. При этом уровень софинансирования мероприятий со стороны участников госпрограммы должен учитывать социально-экономическое положение в субъектах Российской Федерации.

По предварительным расчётам требуемое ежегодно финансирование мероприятий программы должно составлять порядка 250 млрд рублей, в том числе 200 млрд рублей – из федерального бюджета. Это позволит кардинально изменить ситуацию в сельской местности и в течение 10 лет достичь заявленных целей.

В настоящее время часто на дискуссионных площадках различных форумов звучат предложения о том, что прорыв в экономике страны необходимо сделать за счёт развития только крупных агломераций, и давайте на этом сосредоточим внимание и ресурсы государства, а уж затем поэтапно начнём развивать остальные территории.

С этим категорически нельзя согласиться!

Во-первых, экономика не должна быть ради экономики, ради хороших цифровых показателей. Возникает вопрос: а где люди в этих расчётах?

Во-вторых, крупные агломерации и так развиваются быстрыми темпами. И это на фоне деградации сельских территорий. Никаких следующих этапов не будет, просто поддерживать уже будет некого. И это уже вопрос геополитический, связанный с тем, как нам сохранить контроль над громадными территориями нашей страны.

Учитывая, что в настоящее время разработка госпрограммы идёт полным ходом, приглашаю членов Совета Федерации принять активное участие в этой работе.

Абсолютно убеждён, что ваш профессиональный опыт и понимание специфики потребностей регионов, которые вы представляете, имеют важнейшее значение при подготовке действительно эффективной и востребованной на селе и в целом в нашей стране госпрограммы!

 

 

Экономическая политика России

Похожие записи

Добавить комментарий

Читайте также x