ПРЕКРАСНЫЕ ЧУДАКИ

В холодном троллейбусе, летевшем по пустым воскресным улицам, я увидел на переднем сиденье сосредоточенного малыша, сжимающего обеими руками сверкающий меч-кладенец.

В меч, по-видимому, была встроена батарейка, и лампочки внутри весело мигали. Я вспомнил, как в детстве легко было совершать путешествия по разным мирам, достаточно было поменяться игрушками. А потом дети вырастают, и миры у них становятся однотипными. Лишь некоторые сохраняют внутреннюю свободу и необусловленность, вырываясь на просторы, куда ведёт их собственная светлая фантазия.

Мы с моим другом Иваном Павловичем Назаровым как-то задумались, как назвать таких людей, и придумали им определение: «прекрасные чудаки». Ещё их можно было бы назвать идейными. Но идейных, в смысле вольнолюбивых, в нашем государстве долго и методично истребляли. И сейчас этот редкий человеческий вид мы именуем предельно общо — чудаки.

Чудаки всегда непонятны большинству, потому что идут против господствующей моды и течения. А главное течение сейчас везде одно — деньги. Все мироздание вертится вокруг них. И которую неделю не идёт у меня из головы доктор Перельман. Если помните, Американский математический институт Клэя присудил ему премию миллион долларов за доказательство гипотезы Пуанкаре. Российский математик от денег отказался. Чудо из чудес по современным меркам. Отказаться от миллиона, который даёт невиданную свободу. Хочешь — трудись на любимой работе, хочешь — отдыхай. И ведь не украл! Честно заслужил своим трудом, то есть умом. Требовался совсем небольшой компромисс, и это обстоятельство для Перельмана оказалось важнее несметного богатства. Григорий Перельман посчитал решение математического сообщества несправедливым. «Я считаю, что вклад в решение этой задачи американского математика Гамильтона ничуть не меньше, чем мой», — заявил он «Интерфаксу». И остался российский гений жить в маленькой квартирке с мамой и решать на кухне недоступные нашему пониманию задачки.

Если же деньги у наших чудаков всё-таки появляются, то они их тратят на что-то совсем далёкое от потребительских удовольствий. Так поступил учитель рисования Александр Семёнов из чувашского села Три Избы. Восемнадцать лет он строит в селе Дворец искусств, вкладывая в стройку все свои премии и зарплаты. На первую премию в республиканском конкурсе он выкопал котлован. Потом были 15 тысяч долларов за победу в международном конкурсе педагогов, 10 тысяч долларов за рецензию на учебник и мастер-классы в Америке. Эти деньги тоже пошли на строительство.

Семёнов мечтает открыть бесплатную школу искусств для одарённых ребятишек из окрестных деревень, а сам живёт в старенькой избушке недалеко от дворца.

Чем-то похожи на него сёстры Маркины из захаровского села Остроухово Рязанской области. Зоя Васильевна и Вера Васильевна сдают в аренду свою московскую квартиру, продали дачу в Подмосковье и перебрались в рязанское село. Но зачем? Нет, не пожить спокойно на пенсии. Они восстанавливают разрушенную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Вера Васильевна дала обет и пять лет собирала деньги на сусальное золото для купола и креста. Теперь золочёная маковка венчает храм, поднятый стараниями бессребрениц буквально из руин. Чудо непостижимое: всё истинно великое и прочное в нашем обществе, вопреки экономическим теориям, создаётся не от стремления заработать денег, а от желания их отдать! Причём отдать бескорыстно. Только поэтому наш мир не летит ещё в преисподнюю, а грубость, жлобство, мораль самовлюбленного купчишки не властны над стихами.

Вот москвич Иван Митин решил бороться с бескультурьем необычным способом. Он распечатывает стихи классиков на небольших листочках, ламинирует их и оставляет в общественных местах. Кому-то попадается Хармс, кому-то Мандельштам, Пушкин, Ходасевич. Так и закрепилось название за проектом — «Стих в кармане», оно даже нашло последователей в других городах, стало социальным движением.

И вот о чём мне вдруг подумалось. Если бы таких людей у нас было хотя бы пять человек на тысячу, неужели бы мы сейчас говорили о модернизации? Человек с чуткой совестью и здоровой, неизвращенной моралью никогда не бывает отсталым, архаичным. Он всегда прогрессивен, всегда на полшага впереди своего времени. Нувориши, мздоимцы никакой модернизации провести не могут, в них-то и проблема, а вовсе не в абстрактной технологической отсталости. Нувориши способны только снимать ренту и забалтывать идеи. Потому что всякий идейный для них — это угроза собственной безоблачной жизни. Только что до всего этого прекрасным, наивным чудакам! Даже не пытайтесь их рекрутировать в политику, в партии, в общества по спасению… Они живут в своём мире и счастливы, потому что давно нашли свой меч-кладенец.

Дмитрий Соколов

«Рязанские ведомости»

 

Экономическая политика России

Похожие записи

Добавить комментарий

Читайте также x