Средина ХІХ века — изобретение паровоза и парохода открыли дверь в Европу для бесчисленного потока иммигрантов, ищущих лучшей жизни. Крестьяне и ремесленники направились в крупные промышленные и торговые города. Миллионы мигрантов составляли евреи. Бурное развитие Западной Европы повлияло на евреев — коренные европейцы вытесняли их в экономически отсталые регионы Центральной и Восточной Европы. Главной причиной миграции евреев был высокий прирост населения: 2.2 млн. в начале ХІХ века и 10.5 млн к началу ХХ столетия и конечно же бедность.
После буржуазной революции в Европе установился дух либерализма. Политики ожидали интеграции евреев в европейское общество. Но история распорядилась иначе. Началась эпоха современного антисемитизма. Камнем преткновения была полярность вероисповедования – христиане считали иудейский образ жизни варварским, чуждым и отвратительным. Существовали и расистские теории. К концу ХІХ века еврейский вопрос стал и политическим фактором. Все чаще обращалось внимание на преобладание евреев в финансовой сфере и прессе. Евреев обвиняли и в скупке краденого и даже в работорговле. Появилась теория о массовом заговоре евреев, которые будто ждут момента для свержения правительств во всем мире.
Движущей силой антисемитизма был средний класс, ремесленники. Несмотря на заявления политиков о намерении действовать в еврейском вопросе в рамках закона, дело приняло силовой оборот. Например погром в Братиславе 1882 года. Обстановка накалилась во время «Великой депрессии» в 1929 году. Евреи стали «лишними» в трудовых ресурсах Запада, также не прекращалась и дискриминация по религиозному признаку. Финальной стадией антисемитизма стал Холокост – проводимая политика нацистской Германии по отношению к евреям в 1939-1945 годах. После трагедии еврейского народа они получили более лояльное отношении в Европе и после провозглашения государства Израиль в 1948 году волна антисемитизма постепенно угасла.
Напротив началась другая глава нетерпимости – на этот раз в отношении ислама. История мусульман в Европе начинается с VII столетия – впервые мавры ступили на земли пиренейского полуострова. В ХІV веке турки захватили Балканы. Однако массовое переселение мусульман началось в 50-х годах XX века после отделения колоний от «Старого света». Поначалу это были выходцы с Югославии и Турции, позже – из Северной Африки, Пакистана, Юго-Восточной Азии. К 2000 году численность мусульман достигла 15 млн. В первое время особого внимания общества они не привлекали. Однако с началом XXI века все изменилось – не редкостью являются случаи вандализма по отношению к мечетям и кладбищам, оскорбления женщин. По статистике у мусульман в пять раз ниже шанс найти работу, жилье или получить образование.
Примечательно, что многие аргументы исламофобов почти дословно повторяют антисемитские настроения XIX-XX веков. По словам писателя П. Стокера наибольшую озабоченность вызывает именно религиозные обряды мусульман. Мнение политолога Вячеслава Моше Кантора говорит о финансово-экономическом аспекте проблемы в Европе.
С тезисами Моше Кантора, перекликаются доводы американского историка и публициста Михаэля Дорфмана. Он замечает, что многие антиисламские тексты представляют собой «перелицованные антисемитские тексты, где евреев заменили арабы, а иудаизм поменяли на ислам». К сожалению пресса развивает исламофобские стереотипы – из 972 статей и фильмов две трети были посвящены терроризму, религии, шариату, подчеркивали отличия от коренных европейцев, показывали мусульман как источник всех проблем. Лишь 5% сюжетов рассказывали о проблемах мусульман, о их сложностях в общественной жизни. Создается следующий образ: европейцы предстают в качестве «жертв», а отказывающиеся принять «западные ценности» мусульмане выступают в качестве фактора агрессии и угрозы.
Нетерпимость, основанная на религиозных, расовых и культурных предрассудках, привела к Катастрофе европейского еврейства в период Второй мировой войны. Именно эти предрассудки стали идеологическим обоснованием уничтожения нескольких миллионов человек, оказавшихся «лишними» после краха «Великой депрессии». Перспективы европейской мусульманской общины, ставшей объектом ненависти исламофобов, пока не ясны – но уже вызывают опасения. Ведь, согласно Самуэлю Ханнингтону, нас ждет некая «последняя битва»: «грядущий конфликт между цивилизациями — завершающая фаза эволюции глобальных конфликтов в современном мире».
Статья подготовлена по материалам Рамблер Новости: https://news.rambler.ru/person/kantor-moshe/.