Финансирование здравоохранения в России за счет взносов работодателей введено в 1991 году. Средства накапливались в фондах регионов и из них выделялись медицинским учреждениям для дальнейшего использования по приобретению всего необходимого для оказания медицинской помощи. Измененное в 2010 году законодательство передало данные полномочия федеральному фонду, удлинив количество звеньев финансовой цепи. Одним из звеньев стали негосударственные страховые медицинские организации , выступающие в роли посредников.
Общий котел
Для специалистов очевидно, что снизилась эффективность системы и ее прозрачность. Средств для полноценного функционирования здравоохранения не хватает, несмотря на ежегодный рост бюджета ФФОМС. При этом функций у фонда стало меньше; взносы идут в Пенсионный фонд, которому вменен их сбор, потом он передает их на нужды ОМС.Когда большинством средств распоряжались региональные фонды, они имели сведения о застрахованных, контролировали выплаты работодателей и отвечали за свою работу. Федеральный фонд тогда обеспечивал только нормативную базу системы и из своих 0,3% доплачивал нуждающимся регионам.Работодатели страховали каждого работника по индивидуальному договору; было известно, кто чью страховку обеспечивает. Сейчас таких договоров нет, деньги идут в общий котел.Нарушен главный принцип страхования – принцип определенности.
Обязанностей достаточно, денег мало
В действующей системе ОМС размер взносов не соответствует нуждам медицины, нет лекарственного страхования и страхования профессиональной ответственности врачей. Отсутствует правильное деление затрат между бесплатными и оплачиваемыми услугами.Положение усугубилось от включения в ОМС расходов на скорую и высокотехнологичную медицинскую помощь. Введенные изменения отдали контроль финансов в здравоохранении в руки страховщиков, которым позволили распоряжаться деньгами от штрафов, налагаемых за ошибки на учреждения здравоохранения. Заработок страховщиков тем больше, чем хуже организация медицины. Страховые медицинское организации превратились в организации по переводу государственных средств в частные. Для исправления положения в здравоохранении необходимо увеличить отчисления из фонда оплаты труда. По данным портала Право-мед.ру подобные наработки в правительстве уже имеются. Вполне возможно, что пошло бы на пользу объединение ФФОМС с Фондом социального страхования, имеющим пересекающиеся функции.