Мне достаточно сложно обсуждать тему беженцев. Во-первых, я сам в некотором роде беженец, эмигрант. Второе — тема не менее конфликтная, чем религиозная тематика. Сейчас, кстати, они идут в обязательной связке. Все, что изложено ниже, — мое субъективное мнение.
Начну с того, что сам термин «беженцы» мне не нравится. Достаточно взять глобус и посмотреть, где Сирия и Афганистан, а где Германия и Швеция, куда все стремятся попасть. На долгом пути — множество стран, в которых войны нет и в помине. Да, жить там менее комфортно, чем в самых богатых странах Европы. Но там не бомбят, и жизни ничего не угрожает. Переезд из одной страны в другую — просто в поиске экономических выгод — это несколько иное, мне так кажется. Вот у вас сгорел дом, например, в Саратове. Вы соглашаетесь на любое жилье, пусть временное. Вы — пострадали, вы — погорелец. Вам надо помочь. Но если вы под предлогом своей беды поехали в Москву, выбрали понравившуюся вам квартиру, вышибли ногой дверь и поселились бы в этой квартире — это уже другой случай.
Первое, что я сделал, переехав в Чехию, — попытался осмыслить, понять правила и законы, обычаи, привычки и менталитет людей, здесь проживающих. Коренного населения. Пришлось кое-что менять в себе. Учить чешский язык. Но я не требовал от чехов, чтобы они приспосабливались ко мне. Строили дома для моих религиозных предпочтений, например. Это я приехал в их страну, это они дали мне разрешение здесь находиться. Уважение к чужому закону — не вижу в этом ничего плохого или унизительного для себя.
На этом основано мое отношение к тем, кто позволяет себе кидать камни в полицию, демонстративно отказываться от регистрации, брать нахрапом по причине «мне срочно нужно в Германию». В ситуации на границе с Венгрией я на стороне венгерских полицейских. Это их работа — защищать свою страну, свой дом, свои семьи. Да и не требовали они от толпы ничего особенного — предъявите документ, хоть какой, зарегистрируйтесь на официальном переходе. Требования садистские и оскорбительные, но, думаю, выполнимые.
Немного горчицы на зефирную картинку радости европейцев по поводу незаконных иммигрантов. Я задавал этот вопрос — и знакомым, и просто прохожим на улице чешского города. Никто не выразил однозначной радости. Скорее недоумение, настороженность, скрытая враждебность. Надо еще понимать, что европеец боится обвинений в ксенофобии, расизме, что он крайне осторожен при высказывании частного мнения по этой теме.
И вот крайне интересный вопрос: почему для русских эмигрантов это переселение вдруг стало такой обсуждаемой, конфликтной, полной взаимных обвинений темой? Многие уехали из России не за дешевой колбасой. Они уехали и от беззакония, и постоянного опасения за жизнь детей и за безопасность семьи. Они приехали за возможностью вечером выгуливать в парке собачку, не прихватывая с собой молоток или нож. Они, как правило, законопослушны и исправно платят налоги. И, получив разрешение на проживание от местных властей, очень им дорожат.
И тут оказывается, что есть еще один способ найти лучшей жизни: не ждать годами разрешения, а просто явочным порядком пересечь границу. И требовать, и получать. Значит ли это, что закон — только для тех, кто его соблюдает? Многих это раздражает, отсюда и агрессивность. И естественный страх того, что толпы нелегалов принесут и сюда хаос, беспорядки, напряжение, уличную преступность — то, от чего многие из них уехали.
На десерт — религиозный вопрос. Я лично не религиозен, для меня вопрос веры — личное дело каждого человека, пока он не лезет ко мне со своими убеждениями. Но многих беспокоит обилие новых переселенцев, исповедующих иные, нежели традиционные религии в принимающих странах. Я бы брал подписку со всех приезжих, независимо от конфессии — мусульман, православных, всех прочих, до культа вуду: вы по собственному желанию приехали в чужую страну, вы вольны верить во что угодно, но будьте любезны — не требуйте для себя строительства культовых клубов, не устраивайте на улице молений, шествий, крестных ходов. Если вам не нравятся правила светского государства, вы вольны выбрать себе иное место проживания.
В заключение — провокационный вопрос. Но я имею моральное право его задать, так как сам на него ответил, про себя, в одной из предыдущих моих статей. Вот так вдруг, между европейской страной и родиной этого эмигранта, вспыхивает война. Фантастика, н
о в нашем мире все бывает. Будет он защищать страну, в которой сейчас так хочет поселиться?