В мире бытует «черная легенда» об Испании, о том, что демографическая катастрофа в Новом Свете была спровоцирована эпидемиями, завезенными испанскими конкистадорами. На протяжении сотен лет жители Америки жили изолированно от остального мира, за что им впоследствии пришлось заплатить высокую цену за свою биологическую уязвимость.
Анахронический термин «геноцид индейцев Америки» является одним из краеугольных камней «черной легенды», передаваемой врагами Испанской империи для подрыва ее престижа. На голландской гравюре XVII века изображен герой битвы при Лепанто дон Хуан Австрийский, наслаждающийся мучениями группы американских индейцев. Эта ложь вызывающе глупа: внебрачный сын Карла I Испанского никогда не участвовал в завоевании Америки. Так, среди лжи, завышенных цифр и выдуманных событий вызрел и дожил до наших дней миф о том, что испанцы совершали спланированные массовые убийства американских индейцев. Истина в этом историческом споре показывает: несмотря на то, что испанцы не скупились на жестокости в осуществлении своих целей, настоящий геноцид вызвали болезни, завезенные европейцами.
Демографическая катастрофа, поразившая американский континент с 1492 года (года его открытия Христофором Колумбом), является неопровержимым фактом. Традиционно считается, что до прихода испанцев население континента составляло от 40 до 100 миллионов человек. Тем не менее, венесуэльский испанист Анхель Розенблат (Ángel Rosenblat) в своем исследовании «Население Америки в 1492 году: старые и новые расчеты» (1967) утверждает, что оно не превышало 13 миллионов человек и было сосредоточено крупными группами в империях ацтеков и инков на территории сегодняшних Мексики и Перу соответственно. Демографический спад стал драмой: согласно американскому исследователю Доббинсу (H. F. Dobyns), в первые 130 лет после прибытия Колумба погибло 95% населения Америки.
Демографический спад следует искать в двух факторах: политике завоевания (война, крах экономической деятельности и значительные перемещения населения) и болезнях. Население Америки оставалось изолированным от остального мира и заплатило дорогую цену в виде биологического шока. Когда тысячелетние болезни, завезенные из Европы, вступили в контакт с Новым светом, они стали причиной тысяч смертей из-за биологической уязвимости его жителей. Обычный насморк становился роковым для многих индейцев. По подсчетам эколога Джареда Даймонда (Jared Diamond), результатом стала гибель из-за болезней 95% коренного населения, проживавшего там до прибытия Колумба.
Тем не менее, случались и крупные эпидемии, вызывавшие наибольшие последствия. Эпидемия оспы, вспыхнувшая в Санто-Доминго в 1518-1519 годах, уничтожила практически все местное население. Та же эпидемия была завезена людьми Эрнана Кортеса в Мексику и затем в Гватемалу, где после завоевания столицы империи инков в 1525 году она выкосила половину населения. Прибытие Франсиско Писарро (Francisco Pizarro) в Перу стало последним ударом по империи, находившейся в состоянии коллапса из-за болезней. За пандемией оспы последовали эпидемии кори (1530-1531), тифа (1546) и гриппа (1558). Дифтерия, свинка, сифилис и легочная чума также сильно ударили по населению.
Геноцид «черной легенды»
«Испанцы стали причиной смерти 20 миллионов человек», — пишет в тексте своей «Апологии» голландец Вильгельм Оранский (Guillermo de Orange), усиливая негативную пропаганду против Испанской империи. С целью подрыва престижа испанской монархии — абсолютной владычицы континента в течение почти века, — голландцы, англичане и французские гугеноты завысили данные, приведенные в книге «Кратчайшее сообщение о разорении Индий», написанной доминиканским монахом Бартоломе де Лас Касас (Bartolomé de Las Casas). Это монах, сопровождавший Христофора Колумба в его втором путешествии и рассказавший о жестоком обращении с индейцами, едва ли представлял себе, что его текст станет главным орудием нападок на Испанию. Как разъяснял автор книги «Черная легенда» Джозеф Перес (Joseph Pérez), Лас Касас «собирался рассказать о противоречиях цели (евангелизация индейцев) и используемых средств. Эти средства (война, завоевание, рабство, жестокое обращение) не были достойны христиан. Тот факт, что конкистадоры были испанцами, отходил на второй план».
Переводы и повторные редакции «Кратчайшего сообщения о разорении Индий» множились в 1579-1700 годах: 29 из них
были изданы на голландском языке, 13 — на французском и 6 — на английском. Однако при использовании книги Лас-Касаса для нападок на Испанскую империю как-то забывалось, что он сам был испанцем и имел мужество поведать о проблеме другим миссионерам, а их растущая обеспокоенность привлекла внимание властей. Они добились того, что в 1542 году в новых законах был прописан запрет на взятие индейцев в рабство и насильственное принуждение к труду. К сожалению, во время их принятия в Вальядолиде, в споре тех, кто защищал точку зрения, что индейцы должны иметь такие же права, как и всякий христианин, с теми, кто считал оправданным, что «высшие» народы имеют право подчинять себе «низшие» для достижения более высокой степени развития, несколько заключительных положений было изъято.
Любопытно, что французские энциклопедисты, крайне критичные ко всему, что связано с Испанией в других вопросах, стали первыми, кто заметил, что цифры, представленные Лас Касасом, не соответствовали действительности. В «Эссе о нравах» (1756) Вольтер говорит о том, что Лас Касас умышленно завышал число погибших и идеализировал индейцев, чтобы обратить внимание на то, что он считал несправедливым.
«Известно, что желанием Изабеллы, Фердинанда, кардинала Сиснероса, Карла V было уважительное отношение к индейцам», — заявил в 1777 году французский писатель Жан-Франсуа Мармонтель (Jean-François Marmontel) в своей работе «Инки», которая, кстати, полна упреков в отношении конкистадоров. Французская революция и освобождение американских колоний подняли Лас Касаса до категории благодетелей человечества.
Критики становятся конкистадорами
Жестокое влияние болезней в ходе завоевания Америки непосредственно вызвало гибель тысяч индейцев. Появилась группа людей, критиковавших методы, используемые завоевателями, но их критика преследовала одну цель — собственное обогащение. Все это никак не освобождает Испанию от грехов и нанесенного ею ущерба, но в данном случае речь о тех странах, которые, подвергая цензуре происшедшее, сами принимали в нем активное участие. Не вдаваясь в оценки грязных дел, совершенных англосаксами в Северной Америке, только одна добыча каучука в Африке привела к гибели 10 миллионов человек в Бельгийском Конго.
Испанист Джозеф Перес (Joseph Pérez) в указанной книге пишет: «Европейская колонизация XIX-XX веков привела к совершению преступлений, аналогичных совершенным испанскими конкистадорами. Единственная разница в том, что у европейцев не нашлось своего Лас Касаса, чтобы поведать об этих несправедливостях».