В 2018-2019 учебном году, как и прошлом, итоговое сочинение (изложение) будет проводится в декабре, феврале и мае.
Дни проведения испытания назначены на первую рабочую среду каждого из трех месяцев. Зарегистрироваться на участие в сочинении (изложении) необходимо не позднее чем за 2 недели до даты проведения экзамена.
Расписание итогового сочинения (изложения) на 2018-2019 год:
Дата проведения испытания | Срок окончания приёма заявлений |
5 декабря 2018 года | 21 ноября 2018 года |
6 февраля 2019 года | 23 января 2019 года |
8 мая 2019 года | 24 апреля 2019 года |
Продолжительность выполнения работы составляет 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников с ограниченными возможностями здоровья время на прохождение испытания увеличивается на 1,5 часа.
Начало итогового сочинения или изложения в каждый день проведения назначено на 10.00 по местному времени.
Участники, получившие «незачёт» на итоговом сочинении (изложении), могут повторно пройти испытание в следующие даты его проведения, согласно расписанию, то есть не более двух раз.
Испытание проводится в вашей школе, начинается в 10 часов утра (по местному времени), длится 3 часа 55 минут (235 минут), инструктаж и заполнение бланка не входят в этот промежуток. Для лиц с ограниченными возможностями (этот печальный факт должен быть подтвержден документально) предусмотрен иной род деятельности – изложение, его пишут на 1,5 часа дольше, также есть перерывы, когда участники смогут совершить необходимые процедуры. Порядок написания и того, и другого строго регламентированный:
- Всех рассаживают в шахматном порядке;
- Проводится инструктаж о правилах поведения, длительности мероприятия и об ознакомлении с результатами;
- Вы заполняете бланк регистрации, его проверяют;
- Вас знакомят с темами сочинения или текстами изложения;
- Учителя отмеряют время и пишут на доске, когда закончится экзамен;
- Вы пишите. По мере необходимости вам выдают черновики и дополнительные бланки;
- За полчаса до окончания работы учителя напоминают о том, что скоро нужно будет «сдаваться»;
- Когда вы закончили работу, внимательно проверьте ее и сдайте;
- Вы идете домой, а ваши произведения остаются у руководителя учебного заведения.
На столе могут находиться лишь ручки, паспорт и питание (при необходимости). Все остальное – вне закона, а любое нарушение может повлечь за собой изгнание из аудитории. Но для тех, кто любит рисковать и плевать хотел на правила, мы подготовили шпаргалки на итоговое сочинение, они в группе.
Новые направления 2018-2019 года
По традиции прошлого года все направления для итогового сочинения представляют собой пары антонимов из противоречивых нравственных и философских понятий. К каждому из них мы уже подобрали аргументы из литературы, рекомендованной ФИПИ. Кликнув на направление, вы перейдете к ним.
- Отцы и дети;
- Мечта и реальность;
- Месть и великодушие;
- Искусство и ремесло;
- Доброта и жестокость.
Темы
Разумеется, список тем вы получите только на экзамене, однако мы уже подготовили для вас перечень тех формулировок, которые, скорее всего, будут актуальны в час икс. Мы составили их по аналогии с темами прошлого года, ведь тогда многие наши прогнозы оправдались, и ребята смогли найти необходимые сведения, едва узнав тезис. Также наши авторы будут писать итоговые сочинения одновременно с вами, когда заветные вопросы появятся в открытом доступе, поэтому вы в любом случае сможете найти ответы в сети. Мы, конечно, понимаем, что, как и большинство шпаргалок, данная мера необходима не для списывания, а для того, чтобы вы были в полной уверенности, что «незачет» вам не светит в любом случае. Так что, мы не рекомендуем нарушать правила проведения столь ответственного мероприятия, но в подготовке к нему наш ресурс может сослужить вам верную службу.
Примерные
Здесь мы перечислим самые популярные темы по всем направлениям, но это далеко не все те, которые у нас есть. Следите за обновлениями на сайте, и вы наверняка увидите именно ту, что попадется на экзамене. Вот наша основная подборка тем. А здесь мы перечислим то, что уже написано и опубликовано на сайте.
- Что такое «бегство от реальности»?
- Как отличить месть от правосудия?
- Кого можно назвать добрым человеком?
- Можно ли оправдать месть?
- Как отличить искусство от ремесла?
- Почему добрые люди становятся злыми и жестокими?
- Можно ли помирить отцов и детей?
Реальные
Реальные темы будут чуть позже, пока они даже не на стадии разработки. Чтобы не пропустить их, добавьте наш сайт в закладки.
Все темы, которые мы Вам предлагаем, формулируются по аналогии с прошлыми годами, то есть вероятность того, что они попадутся во время экзамена очень высока.
Подготовка к итоговому сочинению
Вот еще несколько советов:
Выберите несколько основных произведений из школьной программы, где раскрываются многие темы. Сделайте краткое содержание каждой книги и используйте его в написании тренировочных эссе. Это поможет запомнить все важные детали и не ошибиться в работе. Вот наш список подобных книг и отличных кратких пересказов от «Литерагуру». На нашей памяти они использовались наиболее активно каждый год.
- Война и мир;
- Преступление и наказание;
- Тарас Бульба;
- Капитанская дочка;
- Отцы и дети;
- Гроза;
- Горе от ума;
- Евгений Онегин;
- Герой нашего времени;
- Обломов.
Как написать?
Правила оформления работы:
- Объем: минимум 250 слов, норма 350, ограничений нет;
- Композиция (4 абзаца): Вступление, два аргумента из литературы, заключение;
- Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.
Для того чтобы получить зачет, необходимо раскрыть тему, написать больше 250 слов и привести хотя бы один литературный аргумент. Работа без примеров из книг равноценна нулю баллов, так что выбирать вопрос необходимо, основываясь на том, можете ли вы подобрать соответствующий материал.
Алгоритм написания эссе:
- Выберите понятную тему, к которой вы сможете подобрать литературные примеры. Например, «Может ли верность принести разочарование?»;
- Выделите вопрос, содержащийся в выбранной формулировке. Например, в тезисе вы говорите, что может, а в качестве примеров приводите случаи, когда это происходит, поэтому вашим вопросом будет: Когда верность может разочаровать человека?;
- Сформулируйте ваш ответ на поставленный вопрос. Например, преданность приносит страдание, когда в отношениях нет взаимности.
- К этому ответу и подберите аргументы, чтобы закончить второй и третий абзацы логически правильным микро выводом. Например, герой «Гранатового браслета» Куприна страдал оттого, что не мог изменить своему чувству к Вере, то есть семья, любовь и потомство были для него несбыточной мечтой, поэтому он вынужден был уйти из жизни.
- Напишите сочинение на черновике, тщательно следите за тем, чтобы ваша мысль была понятна и не уходила в дебри словопрений. Не стремитесь написать много, главное, по делу. Не отвлекайтесь на другие темы, следуйте одной, все время сравнивайте тезис и аргумент, чтобы не было расхождений в том, что вы доказываете. Также не стоит увлекаться деталями и цитатами из текста книги, пересказ романа за эссе вам не зачтут. Вы не должны подтвердить, что читали это произведение, важно доказать, что вы его поняли.
- Проверьте черновик и исправьте ошибки. Помните, что речевые ошибки можно заметить, прибегая к простому методу: представьте то, о чем пишите. «Выделить» или «подчеркнуть» внимание – нельзя, а вот «заострить» и «обратить» его можно. Посчитайте повторы и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
- Перепишите на чистовик и проверьте еще раз, читая текст про себя, как будто вслух. Это помогает заметить ошибки. Не забудьте сделать это, ведь черновик при проверке не учитывается!
Вам в помощь мы составил универсальный план для итогового сочинения: