Ступени общего образования в России — дошкольное, начальное, основное и среднее общее
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — один из основных документов, регулирующих отношения в сфере образовния.
Общее образование, как один из видов образования в нашей стране, направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
Уровни общего образования в России:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование (1-4 классы);
3) основное общее образование (5-9 классы);
4) среднее общее образование (10-11 классы).
Таким образом, общее образование можно разделить на дошкольное и школьное образование.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ направлено на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет право граждан на получение дошкольного образования и государственные гарантии его предоставления, однако оно не является обязательным и не устанавливается в качестве условия приема в начальную школу.
Обучение в НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ формируются нравственные убеждения, эстетический вкус и здоровый образ жизни, высокая культура межличностного и межэтнического общения. Учащиеся овладевают основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, у них развиваются склонности, интересы, способности к социальному самоопределению.
Среднее общее образование (СТАРШАЯ ШКОЛА) направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образованиеявляются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Обучение в школе сопровождается промежуточными и итоговыми аттестациями. По окончании 9 и 11 классов проводятся государственные итоговые аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ.
Общее образование в нашей стране может быть получено в осуществляющих образовательную деятельность организациях (детские сады, школы), а также вне этих организаций (в форме семейного образования и самообразования). При этом лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию (ГИА) в аккредитованной образовательн0й организации.
При этом обучающиеся, их родители (законные представители) вправе обращаться за получением образовательных услуг от образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей по своему выбору на платной основе.
Государственные и муниципальные образовательные организации вправе оказывать платные образовательные услуги, которые не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой из бюджетов всех уровней (федерального, субъектов РФ или местного). Таким образом, к платным относятся услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами, и оговоренные в уставе образовательной организации.