Американские санкции могут довести «Группу ГАЗ» до банкротства и последующей национализации, заявил её нынешний фактический владелец, бизнесмен Олег Дерипаска. Он предпринимает все возможные шаги, чтобы спасти компанию.
Сегодня у проходной Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде Олег Дерипаска общался с западными СМИ и сделал ряд громких заявлений относительно будущего предприятия. Предприниматель находится в чёрном списке Минфина США, в связи с чем все компании, которыми владеет Дерипаска, оказались под угрозой экономических санкций, мешающих нормальному ведению бизнеса. Сам Дерипаска уверяет, что не знает, за какие именно «заслуги» угодил в чёрный список и даже пообещал награду в 600 тысяч долларов тому СМИ, которое докопается до правды и даст ему внятный ответ на этот вопрос.
Подразделение OFAC (Office of Foreign Assets Control), отвечающее в Минфине США за санкции, отфутболивает письма бизнесмена по этому вопросу, равно как и по поводу того, что именно нужно сделать, чтобы снять санкции с «Группы ГАЗ». В целом же американские власти вводят санкции против тех российских бизнесменов, которые, по их мнению, так или иначе связаны с российскими властями, то есть несут ответственность за некоторые очаги напряжённости на мировой карте, в частности за присоединение Крыма, войну на Донбассе и поддержку Башара Асада в Сирии. Дерипаска подал в суд на Минфин США, так как считает, что с ним обошлись несправедливо, и из-за действий американского правительства он уже потерял 7,5 млрд долларов.
Между тем ранее Дерипаске удалось вывести из под санкционного удара En+ Group, в состав которой входит производящая алюминий компания «Русал»: для этого ему пришлось лишиться контрольного пакета и выйти из состава совета директоров, после чего американский Минфин снял все ограничения на работу этой компании. Дерипаска надеется, что такая же схема поможет спасти «Группу ГАЗ», но проблема в том, что американскому Минфину до ГАЗа нет никакого дела, тогда как на «Русал» завязана работа многих американских предприятий, в том числе автомобильных, и быстро заменить такого крупного поставщика сырья невозможно, а поэтому «Русалу» всё же дали работать. В интервью Bloomberg и Reuters бизнесмен заявил, что готов потерять контроль над ГАЗом, лишь бы санкционная угроза была снята, но не исключает, что компанию могут показательно потопить, так как ГАЗ никак не связан с американской экономикой, то есть российский автогигант – очень хорошая жертва.
Пока что санкции на «Группу ГАЗ» не распространяются: в начале марта Минфин США отложил начало их действия до 6 июля, но страх вступления в силу этих санкций уже привёл к тому, что с ГАЗом перестали сотрудничать концерны Daimler (в декабре Нижнем Новгороде прекращена сборка коммерческого семейства Sprinter Classic) и Volkswagen (прекращены поставки дизельных двигателей, свёрнуты переговоры о расширении сотрудничества – по слухам, VW намеревался даже купить ГАЗ). Если санкции вступят в силу, то под угрозой может оказаться и выпуск ГАЗелей, так как многие комплектующие для них делают западные поставщики, и они, опасаясь вторичных санкций из-за сотрудничества с опальной российской компании, просто разорвут с ней контракты. Кроме того без доступа к нормальным (западным) финансовым инструментам компания не сможет освоить выпуск новых моделей – для этого у неё нет достаточного количества денег. Также под санкциями невозможно спланировать график разработок, поскольку он опять-таки жёстко завязан на крупнейших мировых производителей комплектующих.
Государство по мере сил поддерживает ГАЗ, в частности массовыми закупками машин, но это паллиативная мера, не решающая проблему в целом. Если ГАЗ встанет и обанкротится, то государство, скорее всего, приберёт его к рукам, то есть предприятие будет национализировано, при этом тысячи рабочих окажутся на улице, а это чревато социальными взрывом сразу в нескольких регионах.
К слову, в конце прошлого года «Группуа ГАЗ» подписала с российским правительством СПИК на 20 млрд рублей, предполагающий планомерное обновление всего модельного ряда, но в условиях санкций выполнить его будет невозможно.
В прошлом году, по данным АЕБ, ГАЗ реализовал в России 60 677 автомобилей, что на 4% больше, чем в 2017-м. В первом квартале этого года продажи составили 11 431 шт. – на 2% меньше, чем за первые три месяца 2018-го.