Какие тенденции определяют будущее автоиндустрии
Автомобильная индустрия пестрит новинками, оставаясь при этом одной из самых консервативных отраслей промышленности. Кажется, даже производители носимой электроники не так часто обновляют линейку продукции, как автоконцерны презентуют новые модели. Если не брать во внимание дизайн, большинство улучшений скрыты от глаз: машины становятся безопаснее, экологичнее, экономичнее, но их основной функционал не менялся со времен зарождения автопрома. Что такого умеет современный массовый автомобиль, на что не был способен его собрат полувековой давности?
Однако в последние годы, с растущим интересом к автомобильной индустрии цифровых гигантов, таких как Google, положение в отрасли меняется. Похоже, в ближайшее десятилетие автоиндустрию ждет скачок, подобный тому, что произошел на рынке персональных компьютеров в 80-90-е годы прошлого века. Какие перспективы это сулит водителям, и какие опасности таит — разбирается «Лента.ру»
Смартфон, смартвоч и смарткар — когда ум во вред
Рекламные буклеты автопроизводителей по-прежнему акцентируют внимание покупателей на таких элементарных вещах, как возможность дистанционно открыть багажник или запустить двигатель при помощи брелока. Однако автомобильные приложения для устройств Apple и Android уже сейчас позволяют пользователям намного больше.
С их помощью можно заводить и глушить мотор, блокировать двери, управлять климатической установкой или отслеживать маршрут автомобиля, находясь на любом удалении от транспортного средства. Подобные приложения совместимы с машинами ряда популярных марок: KIA, Hyundai, Toyota, Nissan, и список производителей будет только расширяться. А с развитием рынка «умных» часов smartwatch весь этот функционал перекочует на запястье: свои приложения для электронных хронометров уже создали Porsсhe, BMW, Volkswagen и Hyundai.
Смартфон будет использоваться автовладельцами для более сложных задач — например, парковки в ограниченном пространстве или преодоления участков бездорожья. Такую технологическую функцию анонсировал Mercedes-Benz: управляя машиной при помощи тачскрина, словно радиоуправляемой игрушкой, можно парковаться вплотную к любым объектам, ведь оставлять промежуток, чтобы открыть дверь, не потребуется. Находясь вне автомобиля, проще провести его и по узкой улочке, между деревьями или по разбитой дороге.
Дистанционное управление, безусловно, облегчает жизнь, но в нем кроется опасность: возможность перехвата контроля злоумышленниками. Так, в феврале 2016 года, хакер Трой Хантс сумел взломать Nissan Leaf своего знакомого, используя уязвимость фирменного приложения для Iphone — Carwings. Хантс получил доступ к личным данным автовладельца, истории его поездок, мог контролировать систему климат-контроля. Особую пикантность ситуации придавало то, что хакер находился в Австралии, а взломанный Nissan Leaf — в Великобритании.
Еще более зловещими выглядят результаты расследования издания Wired Magazine, проведенного в 2015 году. Журнал пригласил двух хакеров для взлома бортового компьютера Jeep Cherokee. Находясь в 15 километрах от автомобиля, они смогли полностью взять его под контроль — управлять показаниями приборов, включать на полную громкость музыку и кондиционер. В конце концов хакеры деактивировали тормозную систему и рулевое управление внедорожника, после чего Jeep Cherokee скатился в канаву. Руководство Chrysler публикацию осудило, заявив, что она может спровоцировать волну кибер-хулиганства. Однако понятно, что проблема в другом: автоконцерны слабо следят за сетевой безопасностью продукции, а стопроцентной защиты от взлома просто не существует.
Нескучный автопилот
Технология активного (или «адаптивного») круиз-контроля, способного удерживать машину в полосе и тормозить перед препятствием, появилась около десяти лет назад — и до последнего времени оставалась диковинной и малополезной функцией. Однако в 2015 году компания Tesla совершила революцию в данной области, оснастив свои электромобили S и X полноценными автопилотами: машины могут самостоятельно передвигаться по шоссе, перестраиваться из ряда в ряд, избегать столкновений и выбирать оптимальную скорость, исходя из дорожных условий. Система ориентируется на показания камер, радаров, ультразвуковых сенсоров и навигационной системы.
В настоящее время это наиболее продвинутая технология автономного вождения на рынке, но на пятки Tesla наступает Google со своим мега-проектом «Гуглмобиль», разрабатываемым с 2011 года. За шесть лет дорожных испытаний беспилотные автомобили IT-гиганта проехали по дорогам США 2,7 миллиона километров — и попали всего только в одиннадцать аварий, причем не по своей вине. В этом направлении работают концерны Toyota, Daimler, Volvo и даже отечественный «КамАЗ» в 2015 году объявил о разработке беспилотного самосвала, пригодного для использования в российской глубинке. Согласно докладу Ассоциации автомобильной промышленности Германии, автопилот может получить массовое распространение к 2030 году.
Понятно, что компьютер способен вести машину аккуратнее человека, реагировать в случае опасности быстрее и точнее. Но готовы ли водители распрощаться с баранкой, превратившись в пассажиров до скуки педантичного автопилота? Ответ на этот вопрос дает Porshe — разрабатываемая инжиниринговой компанией технология InnoDrive не позволит заснуть на пассажирском месте, потому что автопилот будет управлять машиной, словно профессиональный гонщик.
Причем речь идет не о незаконном превышении скорости, а об агрессивном прохождении поворотов. InnoDrive закладывает виражи с боковым ускорением в 0,7 g — такие перегрузки испытывают пилоты на треке. Что интересно, автопилот Porshe будет не только вырабатывать адреналин у своего владельца, но и экономить топливо: по подсчетам, избавившись от человеческих погрешностей в вождении, машина сократит потребление бензина на 10 процентов.
Перспективы грядущих безаварийных и веселых поездок несколько омрачает тот факт, что беспилотные автомобили, скорее всего, сделают частную жизнь очень уязвимой. Где вы действительно находитесь, когда говорите жене, что допоздна задерживаетесь на работе? И как часто заезжаете в бары? Этой и подобной информацией владеет автопилот, а, значит, и его производитель. Исполнительный директор американского Фонда налогоплательщиков и защиты прав потребителей Consumer Watchdog Кармен Балбер беспокоится: «Пойдет ли собранная информация страховым компаниям или в суд по делу о разводе?» Компании вроде Google давно собирают данные о своих пользователях, и беспилотные автомобили выступят отличными осведомителями там, где поисковая система бессильна добыть информацию.
Источник: lenta.ru