В связи с запуском в стране атомной электростанции Александр Лукашенко ожидает «колоссальный профицит электрической энергии». Президент Беларуси предлагает направить излишки на «озеленение» отечественного автопрома.
Александр Григорьевич уже несколько лет активно педалирует тему электрического транспорта в Беларуси – разработку отечественных образцов экологически чистых машин по поручению президента ведёт Национальная академия наук (НАН). Лукашенко регулярно встречается с учёными и спрашивает у них, как продвигается работа. В конце лета 2017 года белорусская наука представила свой первый электромобиль – компактный электрический седан на базе китайского Geely SC7 с запасом хода до 150 км. Президент Беларуси оперативно протестировал эту машину и высказал свои пожелания, в частности посоветовал учёным «не всовывать батарею в багажник» и привёл для сравнения Теслу, чьи разработчики «положили батарею на дно», благодаря чему она «удерживает на высокой скорости автомобиль, балансирует движение». Сотрудникам НАН было рекомендовано взять Теслу за образец и сделать белорусский электромобиль с близкими техническими характеристиками, причём в двух вариантах – для города и для села.
В ноябре прошлого года председатель президиума НАН Владимир Гусаков анонсировал новые модели белорусских электромобилей, но их, судя по всему, президенту ещё не показали. Зато академия, как выяснилось, снабдила Александра Григорьевича электрическим мотоциклом. 25 ноября президент в очередной раз встречался учёными и поделился впечатлениями от эксплуатации, слова Лукашенко цитирует национальное информагентство БЕЛТА:
«То, что вы из Китая привезли, сделали там электромотоцикл и мне привезли для испытаний, это хорошо. Постоянно перемещаюсь где только можно на этом электрическом мотоцикле. Штука прекрасная. Но это китайское, кроме рамы, которую вы там сварили. А нам надо свое. Прежде всего, батарея».
Владимир Гусаков на этой встрече доложил президенту, что работа над батареей ведётся, при этом это будет не литий-ионная батарея, как на понравившейся Лукашенко Тесле, а более передовая – на графеновой основе. Гусаков объяснил, что литий слишком дорог, и его приходится везти из Китая, тогда как производство графена Беларусь уже освоила, а батареи на его основе уже проходят обкатку на опытных образцах электровелосипедов и электромобиле. Также Гусаков пообещал скоро показать президенту электрические минивэн, грузовичок и коммунальную машину. Всё эти новинки к концу года будут запущены в мелкосерийное экспериментальное производство на собственных мощностях НАН. Что до электрического седана на базе Geely, то его конструкция доработана, запас хода на одной зарядке доведён до 250 км, а в будущем белорусские учёные планируют взять барьер в 500 км.
Александр Лукашенко в свою очередь предостерёг учёных от изобретения велосипеда и призвал их присмотреться к уже существующим мировым достижениям, к той же горячо любимой им Тесле:
«Я вообще любитель автотранспорта. Это для меня хобби такое. Я на многих автомобилях перемещался. Но Тесла – это чудо-автомобиль. Юркий, быстрый, скорость развивает приличную. Даже нет места, где его попробовать. Это на кольцевой дороге – под 250 км/час. Идет очень устойчиво».
Гусаков смиренно пообещал поставить коллегам задачу приблизиться к Тесле, а президент пообещал провести очередную ревизию в конце года и посмотреть, что получилось.