За последние годы АПК нашей страны прошел большой путь трансформации.
После распада СССР в 90-е годы сельское хозяйство, как и экономика России в целом, впало в состояние тяжелого, болезненного кризиса: люди массово уезжали из деревень, сельхозпроизводство пришло в упадок, в результате чего наша страна надолго оказалась зависима от продукции, поставляемой из-за рубежа.
Толчком для изменения ситуации послужил сначала запуск президентом России национального проекта «Развитие АПК», впоследствии преобразованного в госпрограмму, а потом введение в ответ на западные санкции продовольственного эмбарго — все это открыло массу возможностей для наших аграриев и позволило вернуть сельскому хозяйству статус одной из флагманских отраслей экономики страны.
За это непродолжительное время мы во многом научились обеспечивать себя той продукцией, по которой раньше полностью зависели от импорта, — показатели Доктрины продовольственной безопасности реализованы практически по всем ключевым направлениям.
Безусловно, на определенном этапе действующая доктрина сыграла очень важную роль, но сегодня мы живем в изменившихся условиях. Экономические санкции, вступление России в ВТО, углубление интеграционных процессов в рамках ЕАЭС — все это привело к необходимости создания новой Доктрины продовольственной безопасности. Сегодня этот показатель должен измеряться не только объемами произведенной продукции, но и уровнем экономической и физической доступности продовольствия для населения. На это в том числе и направлен документ — будет оцениваться как финансовая возможность людей покупать продукты питания, так и наличие в необходимом количестве магазинов и точек общепита. Кроме того, в настоящее время мы сконцентрированы не столько на стимулировании импортозамещения, сколько на развитии экспортного потенциала — нам важно понимать, какую продукцию мы безболезненно можем вывозить за рубеж, без ущерба российским потребителям. Новая методика расчета продовольственной безопасности позволяет этого добиться.
При этом уже сегодня Россия является значимым экспортером продовольствия, вышла на первое место в мире по поставкам пшеницы. Наши аграрии продолжают добиваться заметных успехов в производстве зерна. В прошлом году его урожай составил более 113 миллионов тонн, существенно превысив среднегодовые показатели за последние пять лет. В этом году мы можем собрать не менее 118 миллионов тонн зерновых, в том числе 75-78 миллионов тонн пшеницы.
Кроме того, Россия входит в число лидеров по поставкам рыбы, подсолнечного масла, открывает и активно завоевывает новые зарубежные рынки для своей птицеводческой, молочной, кондитерской продукции и других товаров.
Можно с уверенностью говорить о том, что мы вернули себе статус аграрной державы. Кто бы еще пять лет назад мог подумать, что экспорт продукции АПК может почти в два раза превысить поставки за границу отечественного вооружения? Между тем это произошло в прошлом году, по итогам которого мы реализовали сельхозпродукции на 25,9 миллиарда долларов, при этом рост к 2017 году составил 20%. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Перед нами стоит амбициозная цель — увеличить объем экспорта АПК к 2024 году до 45 миллиардов долларов. И для этого у России сегодня есть все возможности — необходимые ресурсы, технологии, механизмы государственной поддержки. А главное, есть глобальный спрос на нашу продукцию, в том числе обусловленный ее высоким качеством. Я регулярно обсуждаю эти вопросы на международном уровне и вижу неподдельный интерес и практическую готовность со стороны зарубежных коллег к развитию сотрудничества с Россией в сфере торговли продовольствием. Особые перспективы перед нами открываются в области производства и экспорта органической «зеленой» продукции.
Потенциал нашей страны позволяет в ближайшие годы претендовать на значительную часть мирового «органического пирога», и сегодня мы закладываем законодательные, регуляторные основы для активного развития этого направления.
Выбранная экспортно ориентированная модель придаст дополнительный стимул к увеличению динамики развития АПК, наращиванию и модернизации сельхозпроизводства, а следовательно, к решению, пожалуй, главной задачи — повышению уровня жизни сельского населения.
Поэтому сегодня для развития экспорта отечественной сельхозпродукции и в целом агропромышленного комплекса государством выделяются значительные ресурсы и принимаются меры поддержки. Уже в этом году объем финансирования госпрограммы развития АПК составит более 300 миллиардов рублей против 259 миллиардов рублей в 2018 году. В рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» в течение шести лет будет выделено 406,8 миллиарда рублей. Дополнительные меры господдержки предусмотрены и на развитие малых форм хозяйствования — на эти цели будет направлено свыше 37 миллиардов рублей до 2024 года.
Таким образом, из периферийной отрасли сельское хозяйство вошло в фокус внимания государственной политики. Сегодня на всех уровнях власти есть понимание того, что агропромышленный комплекс — это локомотив российской экономики, который в будущем может приносить еще более существенные результаты в виде доходов казны, развития сельских территорий и социальной сферы села, создания новых рабочих мест.
Село должно стать одним из новых экономических центров России, своеобразным «местом силы» для предпринимателей, территорией сосредоточения инвестиций и передовых технологий.
Уверен, что совместными усилиями сельских жителей, бизнеса — от фермеров до крупных агрохолдингов — и власти все намеченные цели будут достигнуты, а наша страна будет во всем мире восприниматься прежде всего как великая аграрная держава.
Мы живем в быстроразвивающемся, динамичном мире, в котором каждый день достижение поставленных целей влечет за собой новые, все более глобальные и масштабные задачи. Российская экономика и, в частности, агропромышленный комплекс являются ярким тому примером. От того, насколько успешно и своевременно мы будем справляться с этими вызовами, зависят конкурентоспособность России и ее место на мировой арене.