Льготы и пожары: от каких обязательств МЭР предлагает избавить регионы

Льготы и пожары: от каких обязательств МЭР предлагает избавить регионы

Фото: Илья Тимин / ТАСС

Минэкономразвития проанализировало финансовые обязательства регионов и подготовило предложения для устранения дисбаланса ответственности. Соответствующая «дорожная карта» и отзывы профильных ведомств опубликованы на сайте министерства.

Бремя обязанностей сформировалось давно

Часто регионы плохо исполняют свои полномочия из-за нехватки средств и избыточных обязательств — об этом главы регионов и чиновники правительства говорили еще год назад в Сочи, на совещании у председателя правительства Дмитрия Медведева. Чрезмерные, а порой абсурдные требования приводят к росту нагрузки на бюджеты и тормозят развитие регионов. «Без ревизии и отмены, приведения в соответствие отдельных полномочий мы проблему сбалансированности [региональных бюджетов] никогда не решим», — отмечала Татьяна Голикова, которая тогда возглавляла Счетную палату, а сейчас занимает пост вице-премьера.

Перекос в обязательствах — вечная тема в отношениях федерального центра и регионов, сказал РБК завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. Первая масштабная инвентаризация полномочий прошла в начале 2000-х годов, напомнил он, соответствующий закон приняли в 2004 году.

«Несмотря на запреты, из года в год федеральные органы власти устанавливали все новые обязательства и значительно перегнули палку, ограничив самостоятельность регионов», — констатировал Климанов.

От чего предложено избавить регионы

По итогам ревизии Минэкономразвития выявило более сотни избыточных требований. Половина предложений об изменении законодательства были отсеяны при обсуждении. В текущую версию проекта «дорожной карты» вошли 57 пунктов.

В частности, предлагается пересмотреть схему обеспечения льготников лекарствами. Частично поставки оплачивают регионы, частично — федеральный бюджет. Устранить запутанность в системе, из-за которой возникают перебои, призывала и вице-премьер Татьяна Голикова. В частности, правительство выступает за постепенную централизацию закупок лекарств для больных орфанными (редкими) заболеваниями. С 2019 года федеральный бюджет оплатит закупки препаратов для лечения пяти таких заболеваний. Также предлагается создать исчерпывающий перечень жизненно важных препаратов (ЖНВЛП) — в разных регионах они не совпадают.

В плане Минэкономразвития есть и идеи отменить некоторые льготы. В частности, право педагогов на селе на компенсацию расходов на жилье, отопление и освещение, а также проработка возможности отменить аналогичную компенсацию для медработников. В документе это объяснено ростом зарплат бюджетников в рамках майских указов президента.​

Часть пунктов плана по разграничению полномочий посвящена охране окружающей среды. Минэкономразвития предлагает пересмотреть функции по тушению пожаров и по охране атмосферного воздуха. Сэкономить средства регионов позволит и передача обязанностей материально-технического обеспечения мировых судей на федеральный уровень.

Несколько предложений касается отмены нормативов, многие из которых сохранились еще со времен СССР. Например, сделать добровольной для регионов часть стандартов «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений». Чрезмерно строгие строительные нормы и правила (СНиПы) возлагают дополнительную нагрузку на экономику, региональные и муниципальные бюджеты, отмечал вице-премьер Дмитрий Козак. Так, в одном из регионов не смогли принять в эксплуатацию здание построенной школы из-за отсутствия биде, приводил пример министр экономического развития Максим Орешкин.

Фото: Владимир Песня / РИА Новости

В «дорожной карте»  Минэкономразвития не оказалось предложения освободить регионы от взносов на страхование неработающего населения, за которое выступала Голикова. Расходы регионов на страхование неработающих ежегодно растут: дополнительная нагрузка на бюджеты субъектов, по словам вице-премьера, достигнет 200 млрд руб. в 2018–2020 годах. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019–2021 годы был сверстан с условием сохранения обязательств регионов — как пояснял Минфин, вопрос еще обсуждается.

Что отвечают в профильных ведомствах

«Здравая идея сокращения избыточного регулирования всегда будет наталкиваться на противодействие федеральных структур. Очевидно, что профильные министерства будут ратовать за ужесточение норм и между федеральными органами власти будет схватка», — считает Владимир Климанов. В списке нет ни одного требования к самому Минэкономразвития, отмечает эксперт: «Хотя к министерству возникают вопросы из-за избыточных требований к стратегическому планированию и финансовых обязательств регионов по развитию малого бизнеса».

Пока список инициатив МЭР еще находится в стадии обсуждения — предложенные меры поддержали далеко не все профильные ведомства и министерства.

  • Минкультуры в своем отзыве заявило, что уже внесло в правительство предложение скорректировать одно из полномочий, на которые обращает внимание Минэкономразвития (оно касается распределения субвенций для регионов на охрану объектов культурного наследия федерального значения). Кроме того, Минкультуры не поддержало перераспределение полномочий на утверждение границ объектов культурного наследия.
  • Критике Министерства просвещения подверглись предложения об отмене льгот для сельских учителей, так как это «приведет к ухудшению их материального положения и оттоку учителей из сельских школ», где вакансий и так больше, чем в среднем по стране, вследствие чего качество образования в таких школах снизится. Минпросвещения также предлагает не менять полномочия по организации детского отдыха.
  • Минстрой просит не пересматривать свод правил, которые регулируют исполнение технического регламента по безопасности зданий и сооружений. Министерство считает, что эти правила не создают избыточных требований, и напоминает об уже подготовленном, но еще не принятом законопроекте по сокращению обязательных требований в строительстве.
  • Минтранс не поддерживает введение постоянных пропусков на объекты транспортной инфраструктуры, доступ к которым регулируется антитеррористическими требованиями.
  • Минфин также поддержал не все предложения МЭР — министерство в основном объясняет свою позицию тем, что эти меры не относятся к дерегулированию полномочий. Например, Минфин не согласился с передачей материально-технического обеспечения мировых судей на федеральный уровень и с пересмотром организации детского отдыха. Те предложения, которые Минфин поддержать готов, он просит дополнительно обсудить с профильными ведомствами.
  • Минюст поддержал предложения о разграничении полномочий между региональными и федеральными пожарными службами, а также об отмене обязанности властей регионов устанавливать порядок предоставления помещений и служебного транспорта для налоговых органов. По многим пунктам плана Минюст окончательного заключения пока не дал, так как о них не высказались отраслевые ведомства, еще несколько инициатив он предложил исключить.
  • План Минэкономразвития поддержало МВД — у министерства нет замечаний к проекту. Согласовал его и Минпромторг.​ Пресс-служба Минэкономразвития не ответила на запрос РБК.

Эффект указов

Дополнительную финансовую нагрузку на регионы наложили майские указы президента 2012 года об увеличении зарплат бюджетников и создании высокопроизводительных рабочих мест, напомнил Владимир Климанов. «Это привело к значительному увеличению государственного долга регионов — за три года он вырос в два раза», — отметил он.

При реализации майского указа 2018 года, как заявил Минфин, основную часть обязательств на себя возьмет федеральный бюджет — его доля в финансировании составит примерно 95%.

Авторы:
Ольга Агеева, Антон Фейнберг.

Источник

dars

Похожие записи

Добавить комментарий

Читайте также x