Фото: Сергей Вершинин / Интерпресс / ТАСС
Позиция кредиторов Utair
Сбербанк — единственный из синдиката кредиторов Utair, пятой по величине авиакомпании России, согласился на перенос выплат процентов и отказался от части прав по семилетнему кредиту на 18,9 млрд руб. (в частности, на безакцептное списание денежных средств по этому кредиту). Но на Сбербанк приходится лишь около 21% кредита, или около 4 млрд руб.
Об этом РБК рассказал источник, знакомый с содержанием письма гендиректора Utair Андрея Мартиросова на имя главы Росавиации Александра Нерадько, отправленного в конце декабря 2018 года. Эту информацию подтвердил источник, знакомый с ходом переговоров авиакомпании с банками-кредиторами. Если компания не сможет договориться с кредиторами, то они могут перейти к безакцептному списанию денежных средств со счетов Utair, добавил он.
В начале декабря стало известно, что Utair начала процедуру реструктуризации семилетнего кредита на 18,9 млрд руб., предоставленного синдикатом из 11 банков в 2015 году, а 21 декабря она сообщила, что решила приостановить выплаты процентов по этому кредиту, «чтобы обеспечить бесперебойную работу в низкий зимний сезон». Возобновить выплаты компания обещала только летом 2019 года, когда сможет «аккумулировать средства». Но компания, по сути, допустила дефолт по этому кредиту: уже тогда источник в одном из банков-кредиторов говорил РБК, что Utair может принять решение об отсрочке платежей только при положительном голосовании 66% кредиторов, а большинство против.
Для поддержки предложения авиакомпании о переносе выплат требуется согласие 66,67%, но «отрицательную позицию» заняли 66,55% синдиката, подтвердил РБК источник, знакомый с письмом Мартиросова. Так, по его словам, против выступил крупнейший участник синдиката «Траст» (на него приходится почти 32% кредита), банк «Россия» (23,6%), МКБ (8,7%), «Уралсиб» (1,3%), «МТС-банк» (1,25%). Еще четыре кредитора, по его словам, заняли выжидательную позицию — «Связь-банк», «Сургутнефтегазбанк» (СНГБ), «Русь», и «Нико-банк». Еще один кредитор — Юникредитбанк (7,86%) — не согласовал переносов процентов, но согласился отказаться от прав по кредиту, но и это решение должен одобрить головной офис, добавил собеседник РБК.
Источник, близкий к Юникредитбанку, сказал РБК, что банк не согласовывал отказ от прав по кредиту и занял в этом вопросе выжидательную позицию (представитель банка это не комментирует).
Представитель «Траста» ранее говорил РБК, что он является крупнейшим банком в синдикате и не согласен с предложением Utair о переносе выплат процентов. Компания не дала кредиторам «удовлетворительные ответы на вопросы о причинах дефолта и возможности урегулировать ситуацию, диалог строится сложно», сказал тогда он. С тех пор позиция банка не изменилась — он по-прежнему против переноса выплат процентов и отказа от прав по кредиту, сказал представитель «Траста» 17 января. Два источника, близких к банкам — кредиторам Utair, подтвердили РБК информацию об отрицательной позициях МКБ и «Уралсиба». «На текущий момент банк находится в стадии переговоров. И рассчитывает, что приемлемое для всех сторон решение будет найдено в связи с высокой социальной значимостью компании», — заявил представитель МКБ, отказавшись уточнить детали. Представители других банков-кредиторов, включая Сбербанк и банк «Россия», пока не ответил на запросы РБК.
Представитель Utair отказался от комментариев.
Источник, близкий к Raiffeisenbank (агент Utair по реструктуризации задолженности), сообщил РБК, что обновленный план банк подготовит совместно с Utair и представит к концу января.
Фото: Владислав Шатило / РБК
Что грозит перевозчику
Мартиросов предупредил Росавиацию о «возможных рисках неисполнения обязательств», если банки начнут списывать деньги со счетов компании и у нее не останется свободных средств на операционную деятельность, сказал источник РБК, знакомый с его письмом. Если авиакомпания не сможет оплачивать услуги, то это грозит приостановкой обслуживания со стороны аэропортов и других обслуживающих организаций, добавил он. По словам Мартиросова, в случае неисполнения обязательств Utair по перевозке пассажиров они могут обратиться в суд, но при необходимости компания сможет вернуть им деньги за счет «выручки в рамках текущей деятельности».
РБК направил запрос представителю Внуково, базового аэропорта Utair.
Свободный денежный поток Utair на 30 июня 2018 года составил 807 млн руб., следует из отчета компании по МСФО (более свежих данных нет). Управляющий партнер экспертной группы VETA Илья Жарский предполагает, что свободный денежный поток мог уменьшиться на 5–10% из-за возросших расходов на топливо. «Если же банки начнут в принудительном порядке списывать деньги со счетов компании, то получить свои платежи они смогут, но Utair, вероятно, не сможет расплатиться с аэропортами, а это равносильно остановке работы», — добавляет он. Старший аналитик АКРА Александр Гущин подтверждает, что у перевозчика может не хватить денег и на оплату процентов, и на операционную деятельность.
Исходя из практики, возможность безакцептного списания банки предусматривают в кредитном договоре, а право на списание наступает сразу после нарушения должником срока выплат, сказал РБК советник юридической компании «Сотби» Владислав Монахов. По его словам, дальнейшее неисполнение обязательств может грозить тем, что банк потребует досрочного возврата всей суммы кредита (такие условия часто включаются в кредитный договор). После этого банк может либо обратиться за взысканием долга в судебном порядке, либо подать заявление о банкротстве, если долг не будет погашен в течение трех месяцев с момента допущения просрочки, добавил он.
К безакцептному списанию банки могут перейти, скорее всего, через три месяца после даты платежа, поскольку именно по истечении этого срока кредитор может обратиться с иском о признании должника банкротом, говорит замруководителя практики имущественных и обязательственных отношений НЮС «Амулекс» Галина Гамбург.
Кредит на 18,9 млрд руб., проценты по которому не стала платить Utair в конце 2018 года, — один из двух кредитов, предоставленных компании в 2015 году. Второй кредит на 24,1 млрд руб. предоставил тот же синдикат из 11 банков сроком на 12 лет. По этим обязательствам Utair произвела платежи без задержек и в полном объеме, сообщала компания 21 декабря. Общая задолженность Utair перед банками составляет 38,66 млрд руб., следует из ее отчета за первое полугодие 2018 года по МСФО, а сроки погашения — в 2020–2027 годах.
В 2018 году Utair перевезла 7,95 млн пассажиров с учетом совместной эксплуатации. Пассажиропоток увеличился на 8,7%. В 2019 году Utair планирует нарастить перевозки на 12%, до 8,9 млн человек.
Региональная компания
Сбербанк не только согласился на перенос выплат процентов по синдицированному кредиту Utair на 18,9 млрд руб., но также согласовал перенос процентов по еще одному кредиту, на 17,4 млрд руб. (Сбербанк единственный кредитор), сказал РБК источник, знакомый с письмом Мартиросова в Росавиацию.
В начале января источники сообщали, что новая региональная авиакомпании, проект которой Сбербанк и ВТБ разрабатывают по поручению правительства, может быть создана на базе Utair. По данным источников издания, вариант «забрать» перевозчика возник потому, что у него огромные долги, прежде всего перед Сбербанком, и он едва ли сможет расплатиться. Но 16 января глава Сбербанка Герман Греф опроверг планы создания региональной авиакомпании на базе Utair.
Авторы:
Валерия Комарова, Екатерина Литова, Петр Канаев.