Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
100 млрд руб. на терминал
Минфин предложил направить 112 млрд руб., предусмотренных на строительство РЖД участка высокоскоростной магистрали Москва — Казань, на проект НОВАТЭКа — терминал «Утренний» для завода «Арктик СПГ-2», рассказал РБК источник в аппарате правительства и подтвердил представитель Минфина. Эти предложения Минфин направил в правительство в начале марта, средства пойдут на покрытие дефицита финансирования строительства терминала, уточнил представитель министерства.
Проект входит в федеральные программы «Северный морской путь» и «Морские порты России», которые позволят увеличить грузопоток по Северному морскому пути до 80 млн т и мощность морских портов России до 1,3 млрд т к 2024 году, указывает он.
Представитель РЖД отказался от комментариев. Представитель НОВАТЭКа сказал РБК, что «президентом и правительством даны все необходимые поручения с целью своевременного решения вопросов финансирования строительства объектов инфраструктуры терминала «Утренний», в том числе связанных с финансированием работ в 2019 году».
Курирующий транспорт вице-премьер Максим Акимов, комментируя информацию о предложении Минфина, сказал 21 марта: «Нет таких решений [о перераспределении средств], а идеи разные. Нет смысла [их] обсуждать, потому что это только идеи».
Реклама на РБК www.adv.rbc.ru
Бизнес
СМИ узнали об одобрении строительства ВСМ до Нижегородской области
НОВАТЭК уже запустил и сейчас достраивает первый частный СПГ-завод на Ямале мощностью 17,4 млн т — «Ямал СПГ». Компания готовится к строительству второго завода — «Арктик СПГ-2» мощностью 19,8 млн т: привлекает зарубежных инвесторов и договаривается с государством о создании инфраструктуры. К концу 2024 года НОВАТЭК обещает перевозить по Северному морскому пути 46,7 млн т, то есть более половины от цели в 80 млн т, которая предусмотрена майским указом президента.
НОВАТЭК планирует запустить «Арктик СПГ-2» в конце 2022 года. Для отгрузки сжиженного газа в порту Сабетта нужно построить терминал «Утренний», а также реконструировать судоходный подходной канал в Обской губе Карского моря. На это требуется 103,8 млрд и 8,3 млрд руб. соответственно. Эти объекты в федеральной собственности, поэтому их должен финансировать бюджет. Но «выделение средств федерального бюджета на указанные цели не подтверждено», сообщал в феврале президенту Владимиру Путину совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон (бизнесмен написал президенту письмо 20 февраля, у РБК есть копия). Чтобы вовремя запустить «Арктик СПГ-2», нужно уже в 2019 году начать обустраивать новый терминал и проектировать канал, пишет Михельсон. Он попросил предусмотреть расходы на инфраструктуру «при ближайшей корректировке федерального бюджета».
Ближайшая корректировка объемов финансирования развития Северного морского пути намечена на май, это слишком поздно для НОВАТЭКа: работы должны начаться уже летом. Терминал строится в Арктике, и если НОВАТЭК не успеет в короткий навигационный период, работы могут перенестись на год, объясняет директор группы корпоративный рейтингов АКРА Максим Худалов. Это будет критично для проекта: России нужно как можно быстрее занять место на формирующемся рынке СПГ, иначе его займут США, объясняет эксперт.
СПГ вместо ВСМ
Экономика
Минтранс позитивно оценил идею Кадырова построить ВСМ до Грозного
Строительство высокоскоростной магистрали от Москвы до Казани длиной 800 км обсуждается с 2013 года. Магистраль позволит сократить время поездки из Москвы в Казань с 11,5 до 3,5 часа. С тех пор стоимость проекта РЖД выросла примерно с 1 трлн до 1,6 трлн руб. При этом предполагается, что государство выделит на проект безвозвратный взнос в размере 700 млрд руб. В январе вице-премьер Максим Акимов одобрил строительство первого участка в 301 км от Железнодорожного в Московской области до Гороховца во Владимирской. В комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года участок оценивается в 621,8 млрд руб.
Минфин давно критикует этот проект РЖД. В декабре 2018 года первый вице-премьер Антон Силуанов назвал его экономически нецелесообразным, так как между Москвой и Казанью уже налажено пассажирское авиасообщение. «Я скептически отношусь [к проекту ВСМ]. <…> Даже если это [конечная станция] будет Казань, никакой экономики абсолютно нет», — цитировал его ТАСС. В конце прошлого года проект критиковал и министр экономического развития Максим Орешкин. По его словам, нельзя исключать, что власти вовсе откажутся от строительства трассы.
Тем не менее проект поддержал премьер-министр Дмитрий Медведев, и теперь его должен утвердить президент, сообщали «Ведомости» в середине марта. Но и после этого разногласия в правительстве сохранились. По оценкам Минфина, пассажиропоток от Москвы до Нижнего Новгорода по всем видам транспорта не превышает 2,1 млн человек ежегодно, а РЖД рассчитывает, что он увеличится до 5,5 млн. В подготовленной РЖД модели проекта ожидаемый поток пассажиров еще выше — 7,7 млн, рассказывал представитель госкомпании.
Дальнейшее затягивание сроков принятия решения о начале строительства ВСМ «Москва — Казань» приведет к тому, что бюджет проекта будет увеличиваться как минимум на 50–60 млрд руб. в год, оценивал гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян (цитата по «РИА Новости»).
После того как проект ВСМ «Москва — Казань» был урезан до участка Москва — Нижний Новгород, он, с одной стороны, стал подъемнее, а с другой стороны, экономика стала еще слабее: пассажиропоток завышен как минимум в два раза, говорит гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Есть серьезные риски, что проект не только не окупится, но и будет приносить убытки РЖД, считает он. ВСМ «Москва — Казань» нужна, но только как часть высокоскоростной магистрали Европа — Китай, где действительно будет возможна перевозка не только пассажиров, но и грузов и, соответственно, достигнут эффект для развития транзитного потенциала страны. Но строительство этой магистрали возможно только после снятия санкций с России, заключает Бурмистров.
Идея перенаправить деньги с ВСМ на проект НОВАТЭКа выглядит разумной: с одной стороны, эфемерный проект, который вряд ли окупится, с другой — экономически эффективные проекты, говорит Худалов. Запуск «Арктик СПГ-2» имеет понятный экономический результат, кроме того, проект действительно даст четко измеримый мультипликативный эффект для промышленности и экономики, согласен Бурмистров.
Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.
Авторы:
Алина Фадеева, Иван Ткачёв