Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы 27 февраля провело конкурс на должность главы Национальной службы здоровья (НСЗУ). На кресло НСЗУ, ведомства, которое начиная со второй половины 2018 ГОДА будет управлять системой финансирования медицины, претендовало 14 кандидатов. О проведении отбора объявили 7 февраля, и податься на него можно было в течение 12 дней.
Сам конкурс провели за день в три этапа. Так, кандидаты проходили тестирование, решение ситуационных задач, а также открытое собеседования с членами комиссии. До финала, а именно — собеседования, дошло всего 4 претендента. По итогам конкурса победил Олег Петренко, решение о его назначении должен принять Кабмин после тщательной проверки победителя.
На сегодняшний день Петренко заместитель генерального директора по стратегическому развитию ООО «Isida-IVF», известной акушерско-гинекологической украинской клиники. До этого работал первым заместителем гендиректора клиники «Обериг». Сам же победитель отмечает, что имеет 15-летний опыт работы в частном медицинском секторе, а также участвовал в создании концепции медицинской реформы, которая сейчас и будет внедряться.
Было выбрано некоторые тезисы из собеседования и задало свои вопросы победителю конкурса о том, что его сподвигло заниматься реформой, как он будет организовывать работу нового ведомства и, конечно, о рисках коррупции в еще пока несуществующих стенах органа центральной власти.
О работе над реформой
Я принимал участие в создании концепции медицинской реформы. На равне с украинскими и международными экспертами проходил отбор в стратегическую группу. Лично я отвечал за блок развития медицинских кадров. Также занимался вопросом финансирования системы здравоохранения. Те вещи, на которых сейчас строится концепция НСЗУ, как единого заказчика медицинских услуг, были частью нашей общей работы.
О решении участвовать в конкурсе на главу Нацслужбы здоровья
Я верю, что мой опыт работы в частном секторе нужен именно на должности главы НСЗУ. Ведь 15 лет своей жизни я посвятил росту и развитию частной медицины в Украине. В целом на рынке, в том числе и благодаря мне, появилось большое количество кадров, которые динамично развивают данный сектор. И эти процессы мне нравятся.
А вот к развитию медицинского госсектора вопросов гораздо больше. Поэтому если я не возьму на себя ответственность за процессы ее реформирования, вряд ли я смогу спокойно смотреть на то, что будет происходить в будущем.
О создании ведомства и команде
Нам придется с нуля создавать орган исполнительной власти — Нацслужбу здоровья. С одной стороны, это чистый лист, и у нас есть все шансы добиться успеха. С другой стороны, это сплошной риск. Ведь новый орган нужно создать в ограниченный срок (согласно принятому закону №6327, НСЗУ начнет заключать договора с медучреждениями с 01.06.2018 — ред.), а еще нет команды, устава и много другого. При этом результаты надо показывать уже в ближайшие месяцы.
Если говорить о технических моментах создания ведомства, то сначала его нужно зарегистрировать, получить сертификат соответствия, инициировать вместе с Кабмином конкурсы на заместителей. Потом набрать основной персонал. При этом хочу отметить, что есть процедура, которая прописывает все необходимые этапы создания центрального органа исполнительной власти.
Что касается сроков, принимая во внимание опыт Восточной Европы, которая уже внедряла похожие структуры, полноценный запуск службы произойдет через 4-6 месяцев.
При этом, учитывая тот факт, что мы сопровождаем работу НСЗУ внедрением электронной медицины, и часть бюрократичных процессов упрощается, я надеюсь, что до конца 2018 года мы законтрактуем 50% «первички».
О частной медицине и конфликте интересов
У меня нет своего бизнеса в медицине. Я всегда был наемным менеджером, который работал в частном секторе медицины.
При этом принятый закон декларирует, что Нацслужба здоровья должна законтрактовать всех участников рынка, которые этого хотят. Если медучреждение или врач частной практики отвечает всем нормативным нормам, которые прописаны в законе, мы обязаны заключить с ним контракт. Но мой опыт говорит о том, что частники не побегут заключать контракты на оказание услуг населению по заказу государства. Не такие уж большие деньги предлагает государство за услуги врача первичной медицины, чтобы частники оббивали пороги НСЗУ. Если они и будут заключать контракты, то только во второй или даже в третьей волне.
О том, будут ли закрывать больницы
Нацслужба здоровья не имеет права закрывать больницы. Даже права отказа в контракте больнице, в которую за услугами пришли украинцы, мы не имеем права. Это прописано в законе. Поэтому тема о закрытии больниц новым ведомством — манипуляция.
Да, больницы будут закрываться, но не потому, что мы откажемся заключать с ними договора, не давая финансирование, а только из-за того, что у них не будет потока пациентов, которые и будут обеспечивать поток денег.
Если такие медучреждения будут появляться, решение об их оптимизации должны принимать местные власти. Лично я смотрю на этот процесс, как на эволюцию.
О закупке лекарств
НСЗУ будет вести только программу реимбурсации лекарств в первичной и вторичной медицине. То есть оплачивать аптекам полную или частичную стоимость тех лекарств, которые участвуют в программе «Доступные лекарства» и выписываются по рецепту врачами.
Что касается всех остальных лекарств, мы будем покрывать тариф медицинским учреждениям, который покрывает и медикаменты. А вот как обеспечить свою больницу лекарствами должен будет думать управленец, главврач.
О формировании тарифов на медицинские услуги
Формированием тарифов на медуслуги будет заниматься НСЗУ. И согласно правилам, люди, которые будут заниматься их формированием, должны будут проходить конкурс. Но могу сказать, что на уровне рабочих групп уже идет работа по расчету тарифов. Сейчас мы будем более плотно с ними работать.
Кроме того, что у нас существуют формальные ограничители в рамках законов, есть мои внутренние ценности, которые позволят держать эту ситуацию под контролем. Как в отношении себя, так и в отношении будущих коллег. Я не могу озвучить рецепт, который бы избавил меня от соблазнов. Его нет. И соблазны будут, главное, контролировать их.
При этом я неплохо знаю, как работает бизнес, в том числе и фармацевтический, чтобы найти контраргументацию на их давление и предложения.
delo.ua