«Видеть невидимое» – первая в России выставка тактильных картин

15 июня читатели Курской специальной библиотеки им. В.С. Алехина побывали на необычной выставке. Поездку в Воронеж членов ВОС г. Курска и читателей библиотеки организовал ЦРС ВОС, а спонсором стал Сбербанк России.

Обычно в музеях не разрешается трогать экспонаты руками. На выставке «Видеть невидимое», наоборот, картины предназначены для того, чтобы к ним прикасались.

Выставка проходит в Воронежском Областном художественном музее имени Крамского в рамках VII Международного Платоновского фестиваля искусств. В музее представлены шесть картин, которые изготовлены по специальной технологии для незрячих и слабовидящих людей.

На выставке можно увидеть картину Сандро Боттичелли «Благовещение», полотна «Мадонна с младенцем» Лукаса Кранаха Старшего, «Натюрморт с атрибутами искусств» Жана-Батиста Симеона Шардена, а также картины «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена, «Старый еврей с мальчиком» Пабло Пикассо и «Нападение ягуара на лошадь» Анри Руссо.

Проект «Видеть невидимое» был создан Государственным музеем изобразительных искусств им.А. С. Пушкина при поддержке Сбербанка и платёжной системы Visa в 2016 году. Это первая в стране выставка тактильных картин, созданная специально для слабовидящих и незрячих людей. После экспонирования в Пушкинском музее проект «Видеть невидимое» был представлен в Казани и Волгограде, теперь очередь дошла до Воронежа.

В каждом городе выставку дополняет тактильная копия произведения из местного музея. Из коллекции музея им. И. Н. Крамского кураторы выставки отобрали картину «Крестьянская трапеза» Джакомо Франческо Чиппера (Тодескина) из собрания западноевропейского искусства. На выставке оригинал находится рядом с тактильной копией, которая после окончания экспозиции останется в музее.

Организаторы выставки приготовили ещё один сюрприз — показ документального фильма «Представь себе» о том, как создавались тактильные картины, и о жизни людей, лишённых возможности видеть окружающий мир, но погружённых в искусство.

Тактильные картины были изготовлены испанскими мастерами в Бильбао. Для того чтобы сделать объёмное изображение, использовалась рельефная печать. Для картин были подобраны такие текстуры и проработаны те особенности изображения, которые важны для понимания сюжета слепыми и слабовидящими людьми. Копии специально масштабировали, чтобы их было удобно трогать руками, а информацию о художниках сопроводили надписями шрифтом Брайля. Для более полного восприятия выставка сопровождается аудиогидом. Для картин из Пушкинского музея его озвучил Народный артист России Евгений Миронов, а для реплики картины «Крестьянская трапеза» — актёр Виктор Добронравов, имеющий воронежские корни.

Зрячим посетителям раздавали специальные тёмные очки, чтобы они попробовали почувствовать картины кончиками пальцев и понять, как непросто воспринимать искусство людям, не имеющим возможности его видеть. Зрители не скрывали своих эмоций от того, насколько тяжело только с помощью рук понять, что создал художник.

Мы надеемся, что такие картины в скором времени появятся и в Курске.

blindry@gmail.com

Похожие записи

Добавить комментарий

Читайте также x