Ростуризм поддержал предложение Минтранса отменить НДС при внутренних авиаперевозках. Если это случится, бюджет недополучит доходы от налогов, зато в выигрыше наверняка останутся туристы, авиакомпании и туроператоры. Насколько могут подешеветь авиабилеты и какова ожидаемая «налоговая экономия» при приобретении тура — в материале РИА Новости.
Льгота не для всех
Сейчас НДС при внутренних авиаперевозках — десять процентов. А для рейсов в Симферополь, Севастополь, Калининградскую область и на Дальний Восток до 2025 года действует нулевая ставка.
При этом полеты из России за рубеж НДС не облагаются, подчеркивает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. «Это нонсенс, что такой налог есть именно на внутренние авиаперевозки», — отметила она.
Еще в августе правительство поручило Минтрансу и Минфину подготовить закон об обнулении НДС при полетах внутри страны. На прошлой неделе Минтранс представил пакет своих предложений, поддерживающих авиаотрасль и не допускающих увеличения тарифов. Обнуление ставки НДС — одна из таких мер.
Ростуризм инициативу поддержал. «Это важно для предотвращения роста тарифов на авиабилеты и стимулирования роста туристского потока внутри страны», — подчеркнули в ведомстве.
Регулятор готов выступить площадкой для обсуждения этой инициативы и призвал всех туроператоров активно включиться в дискуссию.
Сколько сэкономят авиапассажиры
Сейчас доля налога в стоимости авиабилета — примерно восемь процентов, объясняет Сергей Ромашкин, гендиректор крупного туроператора, специализирующегося на внутрироссийских направлениях. «При средней цене авиабилета в один конец примерно 5400 рублей на налог приходится порядка 450 рублей. Правда, чувствительное изменение цены начинается от одной-полутора тысяч рублей за билет в оба конца», — говорит Ромашкин.
«Цены на авиабилеты снизятся, но нет гарантий, что именно на десять процентов», — считает Леонид Рябоштан, сотрудник сервиса OneTwoTrip. Такое послабление, скорее всего, будет сделано именно на условиях корректировки цен для потребителей, полагает он.
«Средний чек на перелеты по России не такой уж высокий: в районе трех-четырех тысяч рублей в один конец. Можно ожидать снижения цены примерно на 300 рублей за билет и на 700 рублей при выборе более дорогих направлений», — продолжает эксперт.
Вряд ли отмена НДС при полетах внутри страны повысит спрос — цены все-таки постоянно растут, напоминает Рябоштан. «Спрос и так достаточно высок, россияне привыкли летать, многие пересели с поездов на самолеты», — рассуждает он.
Впрочем, учитывая появление в ряде авиакомпаний безбагажных тарифов, эффект от нововведений в сумме может достигать полутора тысяч рублей, добавляет Сергей Ромашкин. «Это уже значимо для туристов и способно подстегнуть спрос», — предполагает специалист.
Туры по России подешевеют, но чуть-чуть
В 2018 году плата за пребывание на курорте — так называемая наземка — составляла в среднем около 20 тысяч рублей, еще 10-14 тысяч рублей — расходы на перелет. «Получается, что доля существующего НДС — это 3,5-4 процента стоимости путевки», — подсчитывает Ромашкин.
Советник руководителя Ростуризма Дмитрий Горин полагает, что выгода будет чуть большей. «Отмена налога позволит в рамках туристического пакета получить дополнительную экономию для туриста примерно в пять процентов», — прогнозирует он. Для многих отдыхающих это существенно.
Спасение авиаперевозчиков
«Обнуление НДС как минимум сдержит повышение цен, хотя гарантий, что они снизятся, нет», — говорит Майя Ломидзе.
На это обращает внимание и глава консалтинговой компании Борис Рыбак, надеющийся, что в случае отмены налога радикального роста цен на авиабилеты (а этого можно было бы ожидать в ближайшее время из-за ситуации в сфере пассажирских авиаперевозок) не будет. По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), предполагаемый убыток авиационной отрасли в России по итогам 2018 года — порядка 70 миллиардов рублей. «Такого у нас еще не было», — признался президент ассоциации Владимир Тасун на конференции «Авиационное и космическое страхование в России».
Важно не только сдерживать рост цен на билеты, но и не допустить банкротства авиаперевозчиков, когда тысячи российских туристов не могут вовремя вернуться домой, отметил Рыбак. «Такое уже было и не раз, как, например, при банкротстве «Трансаэро», — напомнил он.
«Все авиационное сообщество давно и настойчиво просило отменить НДС при внутренних перелетах», — продолжает Борис Рыбак. Нынешнее финансовое положение некоторых российских перевозчиков, по его мнению, просто не позволит им выжить без обнуления. «Реализация инициативы Минтранса поможет предотвратить банкротства авиакомпаний», — уверен эксперт.
Кроме того, отмена НДС при полетах внутри страны соответствует международной практике. «В гражданской авиации за рубежом нет подобного налога — ни на закупку техники, ни на перевозки. В России давно нет НДС в железнодорожных пассажирских перевозках», — подчеркнул Рыбак.
А еще эта мера может иметь межотраслевой эффект, отметил Дмитрий Горин. «По статистике, один турист обеспечивает до четырех рабочих мест в том регионе, куда приезжает», — сообщил советник главы Ростуризма. Потому отмена налога будет способствовать и поддержке региональных бюджетов.
Марина Селина.