Эксперты считают уловкой маркетологов то, что производители молока фасуют продукцию в тару разного объема — одни указывают на упаковке литр, другие — 900 или 930 миллилитров, а некоторые — и вовсе 800 или 730 миллилитров. Якобы из-за этого покупатель, стоя у прилавка, не может напрямую сравнить цены. Мы посетили ближайший гипермаркет, закупили продукцию двадцати разных марок и отправились в лабораторию ВНИИ молочной промышленности. Сколько на самом деле стоит молоко в пересчете на литр и кто попался на недоливе — в материале РИА Новости.
Молоко с отклонениями
Для исследования приобрели молоко следующих брендов: «Амка», «365 дней» (1,5% и 3,2% жирности), «Авида» (2,5%), «Царка» (3,2%), «Резной палисад», «Свежее завтра», «Молочный гостинец» (3,2%), «Искренне Ваш» (отборное), «Брест-Литовск» (3,6%), «Домик в деревне» (2,5% и отборное), «Семейное дело» (3,2%), «Веселый молочник» (3,2%), «Киржачский», «Светлогорье», «Простоквашино» (отборное), «Народное» (3,2%), «Асеньевская ферма» и «От фермера».
Результаты исследования подтвердили: каким бы современным ни было оборудование производственных линий молочных заводов, оно порой может работать с отклонениями, хоть и в пределах, установленных ГОСТом.
Логично предположить, что отклонения случаются не только в отрицательную, но и в положительную сторону. На деле оказалось, что производители гораздо реже переливают молоко, чем недоливают.
Так, например, перелив был обнаружен только в четырех случаях из двадцати. Из них только один производитель указывает номинальный объем в миллилитрах — в литровой упаковке молока «Авида» (2,5% жирности) обнаружилось на пять миллилитров продукции больше, чем должно быть.
Остальные производители, в чьих упаковках содержится приятный бонус, измеряют свою продукцию не в миллилитрах, а в граммах. Среди них — «Свежее завтра», в упаковке которого оказалось 757 граммов вместо указанных 750, «Искренне Ваш» (отборное) — 942 вместо 930 граммов и «От фермера» — 909 граммов вместо 900.
Выходит, если вы хотите приобрести упаковку с переливом, лучше брать молоко производителей, указывающих массу продукта, а не объем.
Еще шесть из двадцати производителей сработали с хирургической точностью. Это «Амка» в литровом пакете, «365 дней» (1,5%), «Царка» (3,2%), «Веселый молочник» (3,2%), «Киржачский» и «Светлогорье». В упаковках этих брендов оказалось ровно столько молока, сколько на них написано.
Худшие и лучшие
Несмотря на то что часть производителей соблюдает объемы до последней капли, а некоторые и вовсе не жалеют лишних миллилитров в пользу покупателей, недолив был обнаружен в половине закупленной нами продукции.
Худшие показатели выявлены в четырех товарных позициях — в упаковках «365 дней» жирностью 3,2%, «Брест-Литовск» (3,6%), «Домик в деревне» (отборное) и «Народная» (3,2%) мы недосчитались по десять миллилитров.
Средние отклонения специалисты выявили у четырех брендов. В упаковке «Асеньевской фермы» оказалось на восемь миллилитров меньше заявленного, в «Семейном деле» жирностью 3,2% — на семь, у «Резного палисада» и «Домика в деревне» жирностью 2,5% — минус пять миллилитров.
Самый маленький недолив в два миллилитра — у «Простоквашино» (отборное) и «Молочного гостинца» жирностью 3,2%.
Представители ВНИМИ отмечают, что все обнаруженные отклонения от номинального объема соответствуют стандартам, прописанным в ГОСТ 8.579-2002. В нем указано, что для тары объемом от 500 до 1000 миллилитров или граммов включительно предельно допустимая неточность составляет 15 соответствующих единиц.
Сравним
Выяснив, сколько молока на самом деле содержится в упаковках различных производителей, мы провели прямое сравнение их цен в пересчете на литр, сделав поправку на выявленные переливы и недоливы. Результаты отразили в иллюстрации, которую для удобства можно сохранить на смартфоне или планшете.