Единая Россия — угроза для страны

Одним из знаменательных мероприятий июня стал съезд партии Единая Россия, который посетил сам Президент. Какие перемены они планируют нам принести и что любопытного произошло на съезде?

XV Съезд партии Единая Россия отмечен тем, что именно на нем утверждали списки кандидатов на выборы в Государственную Думу, предвыборную программу партии, а также произошла встреча премьер-министра и президента с партийцами.

Важно отметить, что в последнее время циркулировал миф, что Владимир Путин отмежевался от Единой России, создал в противовес ей ОНФ, и ЕР чуть ли не перестала быть партией президента. Однако, как можно судить из самого посещения партийного съезда и стенограммы выступления президента на Съезде партии, это не так.

В речи президента за ворохом хороших, но общих слов, можно увидеть следующее:

Во-первых, президент назвал признаком «яркой приверженности Единой России принципам прямой демократии» проведение праймериз. Напомню, что методами прямой (непосредственной) демократии является референдум, народное обсуждение, народная инициатива и императивный мандат. Как в России относятся к референдумам, можно было заметить по примеру Донбасса. В России референдум на федеральном уровне проводился только при принятии Конституции. На региональном уровне референдумы проводились при принятии решения об объединении регионов, но причем здесь ЕР? Тем более неясно, каким образом праймериз — выборы наиболее приемлемых представителей избирателя от партии — относятся теперь к прямой, а не представительной демократии. И с какой стати по стране развешаны билборды с текстом «Победитель всенародного голосования… далее следует фамилия и портрет». Партийное голосование вдруг стало всенародным? Далеко ли осталось до приснопамятного «народ и партия едины», «нерушимый блок коммунистов и беспартийных»?

Во-вторых, президент  не отмежевывается от партии,  о чем можно судить из слов «вместе мы справимся», «сможем решить стоящие перед нами задачи». Стал бы человек, который отверг и отошел от какого-либо политического течения мало того, что являться на Съезд, так ещё и говорить об общих целях и задачах? Нет, конечно. Если бы обращение было ко всем политическим партиям, как это делается в других государствах, когда речь заходит о государственных интересах, звучало бы это иначе.

Видимые «отмежевания» президента от дискредитировавшей себя партии, создание ОНФ как с одной стороны контроля партии, а с другой — будущего преемника и инструмента формирования поддержки президента, связаны с нежеланием очернять репутацию президента. Но на съезде президентом было произнесено: «Мы все с вами знаем об этом, это была как раз моя инициатива. Действительно, я сам и инициировал, и создавал эту Партию. Потребность в ней была жизненно необходима, прежде всего для укрепления российской государственности и консолидации общества… С масштабом задач, которые стоят перед страной, в полной мере соотносится и Предвыборная программа Партии, потому рассчитываю на самое тесное взаимодействие». Из этого следует, что ни о какой борьбе президента с ЕР речи не идет. Более того, именно программа этой партии, по мнению президента, является наиболее подходящей для России. Кстати, прав Е.Федоров связывающий Путина с ЕР. И неправ Н.Стариков, противопоставляющий Путина и ЕР. Хотя и для того и для другого Путин — национальный лидер. Такие странности на обочине.

<hr/>

НЕКОТОРЫЕ МОМЕНТЫ ПРОГРАММЫ

Во-первых, это раздел, касающийся работы власти. Затронута политическая конкуренция и прямая демократия. Конечно, политическая конкуренция важна и нужна, но в основном она сводится у единороссов к проведению предварительного голосования и принятия соответствующих законов, которые давали бы всем партиям возможность открыто и прозрачно их проводить.

Плюс, пожалуй, можно найти в расширении участия граждан в принятии решений местного значения на основе проведения референдумов и опросов (плебисцитов), развития гражданского общества и укрепления контрольных полномочий общественных советов. Действительно, проведение референдумов по вопросам местного значения с использованием современных средств связи — идея хорошая. Примером может служить московская система «Активный гражданин», хотя первое время она не была доступна всем, да и сейчас вряд ли доступна людям, которые не обладают навыками работы с компьютером.

Другой вопрос, как это будет организовано на местах в регионах. Не все регионы имеют такой же доступ в Интернет, как это возможно сделать в Москве, а значит, организовывать придется по старинке — бумажные бюллетени, объявления, участки голосования. Это создает дополнительные риски отмывания денег и коррупции местных и не очень местных чиновников.

Развитие т.н. гражданского общества, судя по всему, планируется проводить снова же «сверху», хотя сама концепция объединения активных граждан под знаменами какой-либо идеи или цели предполагает прежде всего самоорганизацию. Гражданское общество «сверху» — это симулякр. Общественных палат уже насоздавали. Чего в них общественного? Да ещё и в текущих условиях ужесточения контроля населения, ухудшения уровня жизни, когда население слишком погружено в бытовые вопросы, несменяемости власти и неверия в такую возможность, отсутствие действительной оппозиции власти.

В общем и целом планируется продолжать развивать реформу «конкурентной политической системы» 2012—2015 гг. Фактически это означает: перемен не будет. Политическая конкуренция будет иллюзорной, для создания впечатления, что она есть. Будет все та же монополия.

Во-вторых, ЕР планирует увеличить число граждан, удовлетворенных государственными услугами до 90%, имея в виду в основном МФЦ. А как же насчет увеличения удовлетворенности гражданами исполнением государственных функций органами власти и введение контроля и ответственности власти за исполнение своих функций? Последнего почему-то в программе не видно, хотя было бы логично это заметить у партии, которая позиционирует себя как демократическая.

ЕР в очередной раз обещает избавиться от офшорной и бытовой коррупции, ужесточить наказание за хищения в госзакупках, а также добиться публичного отчета перед гражданами за исполнение требований. Только вопрос — а предыдущих десятков лет не хватило? Снова не затронут вопрос ответственности. Ну не выполнят опять того, что от них потребовали, отчитаются об этом — и что дальше? Если никаких последствий не последует, то это пустая инициатива. Ко всему прочему, может случиться как с отписками: население видит одно в жизни, а в отчете оказывается всё иначе, красочней и благополучнее. Подтасовка статистики, замалчивание на региональном и местном уровне плохих показателей уже является нормой. Есть ли гарантии, что с отчетом перед гражданами не получится так же? Нет.

В-третьих, это пара инициатив в отношении суда. Положительный момент — ведение обязательной видеозаписи судебного заседания. Такая необходимость назрела достаточно давно и не единожды озвучивалась гражданами. ЕР решила внять этим просьбам, остается открытым лишь вопрос исполнения. Где деньги в кризисе? Бюджет за три года ОНИ ЖЕ собрались урезать на 20%.

Ну и персональный электронный кабинет для взаимодействия с приставом. Продолжение информатизации всех процессов, включая взаимодействие с приставом. Имеет те же минусы, как и любая информатизация: для начала необходимо обеспечить высокий уровень доступа в сеть Интернет и возможность населению приобрести необходимые технические средства. В идеальном варианте — для всех граждан страны от северной тундры и Камчатки до сибирской тайги, Южного Урала и Кавказских гор. В ином случае получается своего рода неравноправие, зависимое от финансовых возможностей и географического проживания граждан. Тем более, что недавно принятый с участием этой же партии пакет Яровой способен привести к подорожанию и мобильной связи, и Интернета в несколько раз.

В-четвертых, это тема развития бизнеса. Несмотря на постоянное внимание партии власти к развитию бизнеса, ситуация в этой сфере пока что не улучшается, а скорее наоборот. Но ЕР не отчаивается.

Основные инициативы — снизить контроль бизнеса и предпринимателей, систематизировать требования, которые предъявляются к бизнесу и, соответственно, проверяются. В основу положить риск-ориентированный подход: то есть, чем выше риски нарушений для безопасности граждан, тем сильнее будет проводится контроль. Ни по каким критериям будут оцениваться эти риски, ни почему вообще необходимо отдавать в частные руки крупные технологические объекты совершенно непонятно. Вопрос о целесообразности приватизации не ставится и не может быть поставлен этой партией.

Игнорируется достаточно очевидная вещь. Проверки — далеко не самый важный фактор в ослаблении российского бизнеса. Главным фактором является налоговая и денежно-кредитная политика. Достаточно сравнить ставки на ведение бизнеса в кризисной Греции и России: 6% против 15%. Или ставки по бизнес-кредитам Сбербанка в Чехии и в России, когда чехам-предпринимателям наш Сбербанк дает кредиты без обеспечения от 4,4%, а российским предпринимателям — без залога со ставкой от 18,5% годовых. При таких ставках кредита налоговое бремя на бизнес не снижается. Согласно рейтингу PWC, в 2016 году в России общий уровень налогов на бизнес составил 47%, и, хотя снизился с 54,1%, всё равно остается достаточно высоким. Наименьшее налоговое бремя, для сравнения, в ОАЭ — 15,9%. По данным рейтинга DoingBusiness, Россия находится на 51 месте по благоприятным для развития бизнеса условиям — между Перу и Молдовой. А в этих вопросах они ничего менять не собираются.

В-пятых. Касательно макроэкономической стабильности конкретных мер в программе  не видно. Всё больше обычные фразы вроде «разработать и принять меры», «повысить доходную базу», «активизировать политику повышения финансовой грамотности». Как всегда — «еще более лучше».

В-шестых. В отношении налогов опять  как всегда звучит мантра о конкуренции на рынке труда и капитала. Естественно, ни о какой прогрессивной шкале налогов речи не идет. Стабильность, налоговая система на основе конкуренции. Разве что добавилось к этому налоговое стимулирование несырьевых отраслей, но, снова же, конкретики в программе с каждым разделом всё меньше.

В-седьмых, повышение эффективности, на этот раз — национальной экономики. ЕР верны курсу разгосударствления, что просвечивает в предложении очередной оптимизации структуры государства, избавления государства от избыточных функций (причем не уточняется по каким критериям будет определяться эта избыточность), и форсировать продажу убыточных предприятий и других неэффективно используемых государством активов, что позволит на них сэкономить.

То есть сначала эта партия и её члены, будучи у власти, неэффективно используют данные ей активы, а затем удачно их приватизируют как неэффективные. Кстати, бюджетно не выгодны государству социальные функции, образование и здравоохранение, объекты гражданской обороны, которые требуют средств на содержание, но не используются постоянно. По существу, ЕР открыто говорит, что они намерены и дальше избавлять государство от социальности и отводят государству роль надсмотрщика на рынке, условия которому диктуют сами дельцы.

Восьмой пункт — региональная политика. Общий смысл: государство-сторож и обеспечивает только инфраструктуру; надо дать регионам вводить собственные налоги с населения, которые будут дополнительными к существующим федеральным, что исходит из последних выступлений других членов партии. А также создать справедливый кадастр объектов недвижимости и расширить возможности регионов в налогообложении этой недвижимости. По каким критериям будет определяться справедливый ли кадастр или нет — не сказано. Вся ли недвижимость войдет в сферу интересов регионов в качестве источника доходов тоже. Ведь может получиться так, что региональная власть, в стремлении пополнить бюджет, будет налагать налоги на единственное жилье граждан в таком масштабе, что семьи окажутся на грани выживания. Остается надеяться на благоразумие при разработке этой реформы, только вот опыт, к сожалению, заставляет насторожиться.

Девятый пункт — это малый и средний бизнес. Предлагается перейти на новый этап развития патентной системы, и выдавать патенты на всё, кроме прямо запрещенного налоговым кодексом. Важная инициатива, которую, во всяком случае, обещает ЕР — это уведомление самозанятых об осуществлении ими этой деятельности и освобождение их от налогов на три года. По существу регистрация самозанятости как легального способа получения доходов с определенным стимулированием в виде отмены налогов на три года. Невольно ожидаешь подвох — например, заявление о такой практике лишь в качестве предвыборного трюка или введение дополнительных условий для получения патента самозанятым, или введение таких налогов после трех лет, которые человек при всем желании платить не в состоянии.

Ещё одна конкретная и в целом положительная мера — увеличить долю закупок у субъектов малого и среднего бизнеса, которые ещё остались в России. Насколько это будет реально осуществляться вопрос открытый, ведь о поддержке малого и среднего бизнеса ЕР говорит с самого начала своего появления на политической арене, но практика показывает, что малому и среднему бизнесу становилось и стало только хуже. Такая норма может работать только как обременение, она антирыночна, поэтому исполняться никак не будет, даже государственными корпорациями.

Десятый пункт касается российского производства. Как обычно планируется увеличить высокотехнологичное производство, которое требует развитие науки, которую активно стараются коммерциализировать и разрушить. Важно отметить, что продукцию оборонного значения ЕР планирует снизить, а долю частного бизнеса в промышленности и сервиса — увеличить. В очередной раз ЕР заявляет таким образом о продаже производства в частные руки, снижении оборонного потенциала и построении постиндустриальной экономики или сервисной экономики. Это на фоне того, как и Европа, и США объявили и реализуют реиндустриализацию своей экономики и фактически признали постиндустриализм химерой.

Планируется распространить новые формы организации промышленности в виде сервисных организаций. По существу это растаскивание одной промышленной организации на десяток самых разных, каждая из которых занимается своим делом, т. е. фактически создание более сложных промышленных цепочек, чем необходимо. Возникает ассоциация с советом ЦРУ по организации промышленного саботажа из инструкции для оккупированных Германией территорий 1943 года. Знают они об этом или нет, но фактически ЕР предлагает именно это.

В остальном все либо избитые фразы про инновации, либо предложения распространить успешную практику привлечения инвестиций прежде всего инвестиций иностранных технологических инвесторов. Программа оказывается противоречивой: казалось бы, для поддержки и развития собственного бизнеса и промышленности необходимо, чтобы российскому бизнесу было выгодно инвестировать в те или иные регионы. Но вместо этого снова предлагается бегать и клянчить инвестиции за рубежом.

Одиннадцатый пункт. Потребление и экспорт. Самое главное здесь — переориентация импортозамещения на продукцию, способную конкурировать на внешнем рынке (это же просто глупость, ведь импортируют же не для реэкспорта, а для потребления внутри страны!), экспорт высокотехнологичной продукции, активизировать политику повышения эффективности использования уникальных природных ресурсов страны. Если переводить с языка программы ЕР на обывательский, партия предлагает экспортировать высокие технологии, готовиться к тому, что программа импортозамещения ориентирована не на внутренний рынок, а на внешний, ну и распродавать ещё больше природных богатств России.

Двенадцатый пункт. Социальная политика. Планируется сохранить достигнутый реальный уровень оплаты труда — видимо, поняли, что дальше ему лучше не падать. Очередные обещания контролировать цены, снова обещания повышать зарплаты бюджетникам, разморозить индексацию. Сохранение текущего уровня жизни, при этом умудряясь сохранять и текущую политику. ЕР пытается совместить несовместимое: проводимая политика объективно снижает уровень жизни. Единственное, что их может спасти — это большая распродажа национальных богатств России, о чем они, собственно, и заявили в предыдущем пункте.

Что забавно — средняя пенсия, по ЕР, должна составлять 40% от средней заработной платы, то есть около 13 тысяч рублей. То ли данные ЕР не обновили, то ли писалась эта программа бездумно, но согласно статистике этот показатель уже достигнут! Что ж, ЕР в этот раз действительно не ставит невыполнимых целей.

Борьба с бедностью по ЕР — это адресная помощь, которая сократит возможность получения помощи, заключение социальных контрактов с нуждающимися, и обещания восстановить индексацию социальных выплат. Одним словом — продолжение текущей политики. Много общих и избитых фраз в части, касающейся работы и заработной платы. Сделана ставка на развитие трудовой миграции и вахтовой организации работ. Что ж, это достаточно логичное продолжение той внутренней несбалансированной политики, которая есть сейчас и ведет к обезлюживанию регионов. Транспортная доступность и контроль тарифов транспорта увеличит временную маятниковую миграцию. Однако ни развитию регионов, ни нормальному состоянию людей это способствовать не будет. Помощь социальная для семей с детьми так же станет адресной — только нуждающимся. Кроме того, у многодетных семей будет альтернатива: земельный участок или иные меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями. То ли земли стало мало, то ли случаи издевательства над многодетными семьями подорвали авторитет.

Планируется также развивать систему детского оздоровительного отдыха. Сначала всю эту систему успешно развалили, теперь решили восстановить, и скорее всего не обойдется без коррупционных скандалов.

Естественно, что ЕР, будучи собственно той самой партией, которая осуществляет власть, не собирается ничего менять. Слово в слово повторяется предложение Путина о предоставлении НКО возможности влезть в бюджетные средства. Возникает ощущение, что именно НКО готовят как основной инструмент осуществления социальной политики, что позволит государству снять с себя ответственность и уйти от социальности.

Отдельный раздел посвящен образованию и культуре. Как и во всей программе, много уже известных тезисов вроде создания новых школьных мест, обеспечения местами в дошкольных учреждениях, поддержки молодых педагогов и так далее. Из конкретики: расширить целевое обучение и трудоустройство педагогов, создать лицеи при ВУЗах, усилить роль общественности и педагогов при принятии решения о реорганизации школ. Первое свидетельствует о недостатке педагогов, причем серьезном, и нежелании молодых педагогов работать в школе. Второе — о развитии «элитного» образования и простого общего, хотя при должной организации такие школы при ВУЗах могут действительно помочь талантливым детям.

В общем и целом, Программа партии «Единая Россия» представляет собой программу консервирования существующей политики с минимальными изменениями, которые уже были запланированы и обсуждались ранее. Никакой серьезной новизны в ней нет. Лишь обещания, много общих фраз и слов, чуть-чуть конкретики. Это позволяет значительно проще выйти сухим из воды в случае, если обещания выполнены не будут.

 Тем циничнее, на фоне откровенно антисоциальной программы, звучат слова об укреплении социального государства и обещание не решать экономические задачи за счет социальных.

Итак, Съезд партии имеет несколько итогов: во-первых он показал, что президент и партия как были едины, так едины и остались. Говорить о некоем противостоянии не приходится.

 Во-вторых, была принята программа партии, в которой содержится очень много красивых слов, прикрывающих консервативный либеральный курс, и если уж программа партии действительно поддерживается президентом и будет лежать в основе политики России, то следует ожидать инерционного сценария развития страны. Такой сценарий приведет Россию на грань устойчивости и является одним из наиболее опасных и нежелательных.

 В целом ЕР подтвердила для вдумчивого наблюдателя — какую угрозу представляет она для страны.

Источник: rusrand.ru]]>

Экономическая политика России

Похожие записи

Добавить комментарий

Читайте также x