Петербург может лишиться статуса места для проведения под эгидой ФИФА Кубка конфедераций в 2017 году. Международным футбольным властям больше нравятся московские «Лужники». Проблемы стадиона наслоились друг на друга, понизив вероятность его достройки к концу лета 2016-го. Однако Смольный обещает выполнить работы в срок.
В начале апреля 2016 года на строящийся стадион на Крестовском острове Петербурга прибудет комиссия Международной федерации футбола (ФИФА) — проверять готовность спортивного сооружения к проведению Кубка конфедераций летом 2017 года и Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Как сообщил «Фонтанке» источник в АНО «Оргкомитет «Россия 2018″», который занимается подготовкой к чемпионату, если ФИФА не устроят результаты инспекции, будет поставлен вопрос об исключении Петербурга из списка претендентов на проведение Кубка конфедераций. Причем члены комиссии могут остаться недовольны не только степенью готовности самого стадиона (около 80% на сегодняшний день), но и туманной перспективой строительства Яхтенного моста, рассказал он.
«Существует серьезный риск срыва визита ФИФА, а в сочетании с проблемами по транспортной доступности — отсутствует мост, нет метро, парковки — может встать вопрос об исключении города из списка претендентов на проведение Кубка», — говорит он.
Пешеходный Яхтенный мост (с возможностью проезда транспорта) должен соединить западную часть Крестовского острова с Яхтенной улицей в Приморском районе. Предполагалось, что ЗАО «Пилон» за 50 млн бюджетных денег займется подготовительными работами, а УК «Лидер» вложит около 2 млрд собственных денег в строительство. Стоимость автомобильного проезда по такому мосту оценивался чуть ли не в 300 рублей. Но в декабре губернатор Георгий Полтавченко не согласовал проект с такими параметрами, и теперь его дальнейшая судьба под вопросом.
Источник «Фонтанки» в Смольном подтвердил наличие опасений в оргкомитете и уточнил, что в ФИФА начали обсуждать возможность замены петербургского стадиона.
«Московские «Лужники» им, безусловно, больше нравятся. Это факт», — сказал он. Но окончательно этот вопрос будет ясен в апреле, после приезда ФИФА в Петербург. Отметим, что в Москве и так пройдет часть матчей Кубка — на стадионе «Спартак». Согласно расписанию Кубка, помимо «Зенит-арены», матчи должны пройти в Сочи (стадион «Фишт»), Казани («Казань Арена»).
Ситуация осложняется большим количеством проблем на стройке стадиона, которые наслоились друг на друга и снижают вероятность сдачи стадиона ко Дню города 27 мая 2016 года (этот срок называл вице-губернатор Игорь Албин). На самом деле срок по контракту с «Трансстроем» — декабрь 2016-го. Однако власти Петербурга поставили задачу завершить работы в мае (этот срок указан в соглашении Смольного и ФИФА, который подписывала еще Валентина Матвиенко), а в сентябре следующего года провести там первый пробный матч. Сейчас звучат новые сроки, — Смольный сможет ввести в эксплуатацию объект только в августе 2016 года, сообщил «Фонтанке» источник в правительстве.
«Фонтанке» стали известны детали основных проблем, из-за которых затягивается строительство стадиона.
Рабочая сила и финансирование
В августе 2015 года на стройке работало около 2000 человек, в октябре 2015 года — уже 1500, в декабре их число сократилось до 900, рассказал собеседник в «Оргкомитете «Россия 2018″». Как объяснил «Фонтанке» источник в Смольном, стройку контролируют несколько разных инстанций, каждая из которых выдвигает свои требования. Из-за этого у многих субподрядчиков иссякает вера в собственные действия. На это накладываются проблемы с финансированием (в августе, например, всплыла информация о задержке зарплат бригаде из 50 человек, хотя «Трансстрой» ее опровергал), которые способствуют росту напряженности среди бизнесменов.
Чиновники правительства недавно изменили схему распределения денег на стадионе — с так называемой «котловой», при которой генподрядчик расплачивался с кем посчитает нужным и когда посчитает нужным, на бюджетную. Теперь в таблице расходов учтены все субподрядчики и их работы. По мере выполнения работ каждая компания получает причитающуюся ей сумму, утверждает собеседник в Смольном. В «котловой» схеме был заложен риск, что до некоторых субподрядчиков не дойдут заработанные им деньги.
«Для перехода на новую, бюджетную систему пришлось приложить невероятные усилия. Этому переходу сильно сопротивлялся «Трансстрой»», — сказал он. Кроме того, комитет по строительству получил право контролировать все платежи по этому объекту в Банке Москвы. «Каждый платеж комитет акцептует, то есть дает на него добро. Если есть какие-то сомнения, вызывается генподрядчик и начинается разбор полетов. Причем контроль осуществляется на двух уровнях — платежи от генподрядчика субподрядчикам, и от субподрядчиков их подрядчикам», — поясняет он.
Работы в 2015 году осложнялись проверками Федеральной миграционной службы, которая в сопровождении ОМОНа навещала стадион около 10 раз за год. В период каждой такой проверки строительство стадиона полностью прекращалось, а десятки рабочих увозили в ФМС. Периодичность таких проверок не способствует скорейшему завершению работ, сетует собеседник в Смольном.
Как сообщил «Фонтанке» глава комитета по строительству Михаил Демиденко, проблема с рабочими действительно есть, но к концу февраля их количество увеличится до 2500 человек.
Претензии силовиков
Главгосэкспертиза выдала Смольному положительное заключение экспертизы по стадиону в конце 2010 года, а спустя пять лет — 20 мая 2015-го — правительство РФ утвердило постановление № 485 о требованиях к инфраструктуре для обеспечения безопасности на стадионах, где пройдет Кубок конфедераций и Чемпионат мира.
Естественно, «Зенит-арена» оказалась не соответствующей многим требованиям этого документа, поэтому чиновники Смольного неоднократно теперь выслушивают претензии работников управления по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий МВД, служащих ФСБ и ФСО. Речь идет о требованиях к помещениям МВД и ФСБ, средствам досмотра и связи, к импортному досмотровому оборудованию, к средствам фотоидентификации, к помещениям особо охраняемых лиц и др.
«Проще говоря, они предлагают нам сносить стены, — поясняет собеседник в Смольном. — Мы и так уже внесли корректировки в проект настолько, насколько это возможно, согласовали возможные варианты изменений с местными подразделениями силовых ведомств, предложили федеральному руководству четыре варианта компромисса, но нас не хотят слушать».
По оценке Смольного, на реализацию любого из компромиссных вариантов потребуется дополнительный миллиард рублей, который не учтен в бюджете стадиона. А увеличить смету вряд ли сейчас кто возьмется по политическим соображениям, — стоимость стадиона и так постоянно подвергалось критике, ревизиям Счетной палаты и правоохранителей. После проверки Счетной палаты в 2013 году смету пришлось даже снизить с 43,8 млрд до 34,9 млрд.
Девальвация рубля и импортное оборудование
На момент прохождения экспертизы в 2010 году доллар США стоил в России 31 рублей. Основную часть импортного оборудования Смольный планировал закупить в конце 2014 года, однако, начиная с лета, как цены на нефть пошли вниз, доллар стал неуклонно расти и к середине декабря на Московской бирже он достиг 79 рублей (евро — 98-ми рублей).
«В тот момент мы решили отложить закупку оборудования на 2015 год, в надежде, что ситуация наладится. Но она не наладилась, доллар сейчас стоит 76 рублей. Генподрядчик сейчас пытается все, что возможно, заменить на российские аналоги, однако есть вещи с такими характеристиками, с какими у нас их не производят. Вентиляционные установки, слаботочное оборудование, например. Системы распознавания лиц вообще никто у нас не делает», — говорят в Смольном.
По данным «Фонтанки», доля импортного оборудования при нынешнем курсе доллара составляет всего около 2% общей стоимости стадиона, однако в абсолютном выражении это немало — 670 млн. «Чтобы найти деньги, которых не хватает, нужно, грубо говоря, кого-то лишить прибыли. В добровольном порядке такое возможно только при высоком уровне доверия друг к другу. А на стадионе сейчас ни у кого ни к кому нет никакого доверия», — говорит собеседник.
Кое-чему замену Смольный все же нашел. Питерская компания «ПСП Колизей» за 110 млн должна будет поставить два экрана (электронных табло), которые подвесят на конструкциях кровли, площадью 300 кв. м каждый, размером 10 м на 30 м. Однако по информации «Фонтанки», компания опасается везти оборудование, пока ей не дадут аванс. «Трансстрой» аванс ей выплачивать не хочет (так как ему придется брать его из собственных денег), а комитет по строительству и так уже проавансировал генподрядчика.
Банкротство субподрядчиков
За последнее время со стройки ушли три крупных строительных компании, которые получили авансы и которым оплатили оборудование. «Мостоотряд-19» занимался построением кровли, фирма «Театрально-декорационные мастерские» — механизмом раздвижной крыши, «Стройэлектромонтаж-5» — силовыми электроустановками и сетями напряжением свыше 220 вольт.
Около 150 рабочих «Мостоотряда-19» перешли в штат «Трансстроя», вместо фирмы «ТДМ» сейчас на объект выходит «Внедренческий центр перспективных технологий строительных металлических конструкций» (занимался постройкой рельсовых путей на судостроительных заводах, а также мытьем окон Исаакиевского собора и Спаса-на Крови), вместо «СЭМ-5» — «Уралэлектротяжмаш» (екатеринбургский подрядчик «Россетей» и РЖД).
Однако это не решает проблему не выполненных прежними субподрядчиками обязательств, которые оцениваются в 900 млн рублей. Из-за «Мостоотряда-19», кроме того, рабочие не могут приступить к бетонированию основания выкатного поля стадиона (по графику, этим уже давно пора заняться), поскольку в этом месте сейчас стоят краны, с которых достраивают кровлю.
Эксплуатирующая организация
По словам источника в оргкомитете, эксплуатирующей организации на стадионе пока нет. Выполненные и принятые комитетом по строительству работы и оборудование передавать некому. Периодически это приводит к повреждению оборудования и влечет дополнительные затраты, не предусмотренные сметой. Отметим, что Смольный обещал оргкомитету выбрать эксплуатанта еще в ноябре 2015 года.
Эксплуатирующая компания на самом деле есть, пояснили «Фонтанке» в Смольном, но договориться с ней пока не удалось. Это компания ОАО «Арена-зенит», принадлежащая футбольному клубу «Зенит». Структуры этого же клуба занимаются управлением стадиона «Петровский». Причина противоречий — в стоимости аренды стадиона. Смольный хочет больше денег, чем готова заплатить «Арена-зенит». Цифр в Смольном пока не называют: «На днях появилось некое взаимопонимание, и не хотелось бы пока разрушить эту хрупкую связь».
Когда сдадут стадион
Из общей стоимости стадиона (34,9 млрд) выполнено работ на сумму 28,5 млрд (в том числе за 2015 год — 5,8 млрд). Самый первый контракт с ЗАО «Инжтрансстрой» на сумму 12,5 млрд до сих пор не закрыт (при сроке 15 декабря 2015 года). Это объясняется невозможностью выполнить незначительную часть работ по технологическим соображениям. Их завершат весной 2016 года, а правительство выставит «Трансстрою» штрафные санкции. Контракт на строительство входной группы стоимостью 3 млрд выполнен на 820 млн.
Остаток денег по стадиону и входной группе — 7,3 млрд рублей. При этом по смете выполнить «Трансстрою» работы предстоит на сумму 8,8 млрд (ранее ему выдали аванс, который нужно будет отработать). Это без учета непредвиденных расходов, связанных с обесценением рубля, претензий силовиков и других обстоятельств.
Глава комитета по строительству Михаил Демиденко наличие проблем не отрицает, однако у него нет сомнений в том, что в апреле стадион будет готов к комиссии ФИФА, а в сентябре — к первому матчу. Ввод в эксплуатацию состоится в августе. Сейчас он вместе с подчиненными и коллегами из других комитетов делает все возможное для улучшения ситуации. «Работать на стадионе я начал со 2 января, с 8 утра. У меня здесь кабинет оборудован. Мы живем тут, можно сказать», — сказал он.
По данным «Фонтанки», кабинеты на стадионе есть также у заместителей Демиденко, у главы комитета по энергетике Андрея Бондарчука, у замглавы комитета по благоустройства Виктора Штабнова. Любопытный факт: источники «Фонтанки» говорят, что дорожные предприятия комитета по благоустройству (которые летом убирают мусор с дорог, а зимой чистят снег) бесплатно вывозят грунт со стадиона.
«Все из кожи вон лезут, чтобы достроить этот многострадальный стадион. И чиновники, и бизнесмены. Ни о каких сомнительных схемах уже никто даже в мыслях не думает. Каждая копейка на счету, денег не хватает. Многие подрядчики работают на объекте уже третий год. Представляете, как они утомились?» — охарактеризовал обстановку один из них.