У трагедии со сбитым турецкими ВВС российским бомбардировщиком Су-24 — долгое эхо. Была страна дружественная, стала враждебная.
Ответные меры обещались жесткие, последовали они незамедлительно и по самым разным направлениям. В газетах замелькали «песенные» заголовки «Не нужен нам берег турецкий», отказ от самого наряду с Египтом популярного у россиян места отдыха стал только началом, список санкций расширяется. И хуже всего даже не то, что эскалация конфликта влечет за собой конкретные экономические убытки — могут ведь поссориться и народы, а это гораздо серьезнее.
Степень жесткости российских ответов на государственном уровне, равно как и позицию турецкого правительства, пусть оценивают политологи. Но есть и аспект гуманитарный, на котором смена вектора тоже успела сказаться самым непосредственным образом. Не знаю, как в Турции, а у нас нашлось достаточно людей, готовых свалить в одну кучу все прегрешения — старые и новые, действительные и мнимые — вчера еще дружественной (в чем нас долго уверяли) страны.
Спорт быстро попал под раздачу. Наиболее радикально свое отношение к происходящему выразили фанаты: на завершающем осеннюю часть футбольного чемпионата матче «Спартак» — «Крылья Советов», не имеющем никакого отношения к конфликту, были сожжены пять турецких флагов. Наказали, естественно, не авторов яркого и, по их мнению, сугубо патриотического жеста, а клуб, не обеспечивший порядок на стадионе и допустивший использование спортивного мероприятия для манифестации неспортивного характера.
В отличие от разного рода самостоятельных инициатив, на вполне официальном уровне настоятельные рекомендации по поводу нежелательности тренировочных сборов на турецких берегах незамедлительно были даны исполкомом Российского футбольного союза. Цепочка отказов последовала от всех клубов, традиционно выбравших Турцию как лучшее по соотношению «цена — качество» место для подготовки к весенней части сезона. Замену пришлось искать срочно и, естественно, с финансовыми потерями. Но это можно было считать вынужденным неудобством. Главные проблемы футбол ждали впереди.
Раньше всех в турецкий капкан угодили волейболисты — в мужской Лиге чемпионов в начале декабря «Белогорье» и московское «Динамо» должны были играть соответственно в Измире и Анкаре. Перенести встречи не получилось, лететь в Турцию наши ведущие клубы отказались, и лучшее, что их ожидало, — присуждение технического поражения, что и было сделано в середине декабря. Точно так же были настроены и другие европейские федерации, не собирающиеся перелопачивать расписание находящихся в разгаре групповых турниров — оснований для каких-либо изменений в связи с охлаждением отношений между двумя странами они не нашли.
Нашему спортивному начальству пришлось ломать голову, руководствуясь самым сложным из всех вышестоящих указаний: «Решайте сами». Только у баскетболистов в декабре в Турции набирался с десяток матчей. Заранее терять очки и оказаться под угрозой возможной дисквалификации, естественно, никому не хотелось. Баскетболисты на конфликт не пошли и дверью хлопать не стали, не сорвав ни одного матча (в частности, в среду в Трабзоне сыграл казанский «Уникс», в Стамбуле — питерский «Зенит»). Пришлось пойти на попятную и волейболистам — казанский «Зенит», первоначально отказавшийся от визита в Анкару, все-таки отправился туда на матч Лиги чемпионов.
Никто ради России не собирается переносить и европейский олимпийский квалификационный турнир среди женских сборных, который должен стартовать в Анкаре в начале нового года. Отказаться от него означает лишиться возможности попасть на Олимпиаду в Рио, где и без того российских представителей игровых видов спорта может просто не быть, на волейбол — чуть ли не единственная надежда.
Ставки оказались слишком высоки, чтобы «ломать подкидную доску», «уходить из большого спорта» и продолжать курс, напрямую ведущий к изоляции, — тем более если речь идет о сборных командах.
Турецкие клубы со своей стороны, во всяком случае публично, о каких-либо противопоказаниях по поводу визитов в Россию и вообще по поводу встреч с российскими командами не упоминали. Как ничего не слышно было о каких-либо враждебных проявлениях со стороны горячих турецких болельщиков ни по отношению к российским футболисткам, проводившим в Турции официальный отборочный матч чемпионата Европы, ни по отношению к сборной России по мини-футболу во время отборочного турнира чемпионата мира — это притом что гости не просто обыграли, а разгромили хозяев. Естественно, меры безопасности на всех мероприятиях с участием российских команд были усилены.
…Результатов жеребьевок в Париже и Ньоне в России ждали не без тревоги — самым неблагоприятным их итогом могло стать попадание сборной Турции в одну группу с Россией и возможные встречи «Краснодара» и «Локомотива» с турецкими командами в 1/16 Лиги Европы. От первого Бог миловал — Турция из третьей корзины угодила в группу «D» к испанцам, чехам и хорватам. А вот «Локомотиву» повезло куда меньше — когда была развернута бумажка с надписью «Фенербахче», вопрос «что делать?» снова встал ребром. Это не мини-футбол, это и без того «добро пожаловать в ад» (любимый лозунг фанатов «Фенера»). К тому же болельщики «Локомотива» совсем недавно, но в мирные времена, проходили испытание «Бешикташем» в европейской части Стамбула.
Турецкая сторона на удивление оптимистично отреагировала на будущее противостояние, призвав не путать футбол с политикой и даже выразив надежду, что непростой жребий и предстоящие матчи, напротив, помогут потеплению отношений между странами — чему спорт и призван содействовать. Чего здесь больше, прекраснодушия или лукавства, сказать трудно, но позиция выглядит едва ли не безупречно — если не учитывать привходящие обстоятельства и то, что политика в данном-то случае при определенных обстоятельствах о спорт просто вытрет ноги.
Конечно, Москва хотела, чтобы УЕФА развел страны при жеребьевке, как это было сделано в отношении России и Украины. Тоже ведь нонсенс — всего два года назад еще продолжалась какая-то работа по проведению совместного с Украиной футбольного чемпионата, а нынче другого выхода, кроме как максимально избежать возможной встречи, нет. Но на то, чтобы развести Россию еще и с Турцией, УЕФА не нашел оснований. Может, там сочли, что две «нежелательных» для России страны — это слишком, и в случае с Турцией можно придерживаться буквы закона.
То, что «буква» может выйти боком, понятно: футбольные евроначальники, так или иначе, обеспечили себе головную боль. Футбол вряд ли способен хоть как-то снизить накал конфликта, гораздо больше вероятность подлить масла в огонь еще и с этой стороны. Все комментарии — очень осторожные, все уповают на то, что политическая ситуация к февралю может измениться в лучшую сторону.
Но пока признаков этого, честно говоря, не видно. Хотя вот накануне появилось сообщение, что участвующие в строительстве стадионов к чемпионату мира-2018 турецкие компании продолжат работу. Строить-то надо, никуда не денешься.
Владимир Мозговой Источник: novayagazeta.ru]]>