Если Россию признают виновной, она, конечно, может покаяться, как это сделал Volkswagen, пусть и в совсем другой сфере. Но это вряд ли случится.
Мир XXI века усиливает геополитическую и глобальную составляющую спорта, который становится мощным вектором «уплощения» нашей планеты. Сегодня миллионы людей по всему миру — вне зависимости от своих социокультурных различий — вместе живут в ритме крупных спортивных событий, словно те превратились в гигантские театральные представления с мгновенным резонансом планетарных масштабов, чье воздействие лишь увеличивают социальные сети с их шквалом реакций и комментариев.
Этот «стеклянный дом» (по выражению Андре Бретона), где мы с вами живем в начале нового тысячелетия, утверждает новые правила тотальной прозрачности, которые применимы ко всем этажам спортивной архитектуры: институтам, логистике, выступлению спортсменов.
В таких условиях все тайное становится явным, а старые методики обмана и «междусобойчики», которые еще несколько лет назад были неотъемлемой частью туманной и непрозрачной «кухни» спортивного зрелища, выходят на всеобщее обозрение и, как бумеранг, бьют по их авторам.
Именно это нужно объяснить руководству международного спорта, которое, пытаясь работать «по-старинке», не понимает произошедших за последние годы перемен во всех сферах человеческой деятельности. После бури в ФИФА, на мир спорта обрушилось очередное цунами: разоблачения о допинге и повальной коррупции в российской легкой атлетике при попустительстве и даже содействии высоких политических инстанций. Именно об этом говорится в обнародованном докладе независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства.
По сути, речь идет о настоящем «11 сентября», под которое нынешняя Россия с ее архаичным и авторитарным режимом подвела сама себя. Последствия для ее международного имиджа будут катастрофическими. Потому что спорт, возведенный в ранг символа ее так называемой силы, на самом деле становится отражением ее слабости, непонимания главных тенденций развития современного (то есть глобального, мгновенного, взаимосвязанного и прозрачного) мира. Былое знамя ее национальной гордости превращается в жалкую набедренную повязку, которая больше не может скрыть возмутительного сговора высших политических и спортивных инстанций, спецслужб и большинства спортсменов, которых сводят к роли «печатных станков» прогнившей системы.
После крушения очередной «потемкинской деревни» у российского руководства имеется три варианта действий.
1. Начать широкое международное расследование с вовлечением всех участников скандала (в том числе и СМИ), так как только оно способно подтвердить или опровергнуть обвинения ВАА. Это означало бы согласиться на предложенную глобализацией игру в прозрачность.
2. Признать вину и покаяться, как Volkswagen.
3. Вновь воспользоваться старыми советскими методами: с ходу отмести все обвинения ВАА, представив их (с помощью пропаганды) новым заговором Запада (читай: США) с целью «унизить» и «уничтожить» Россию.
Увы, все идет к тому, что все больше погрязающая в самоизоляции Россия выберет третий, самый худший вариант.