Стратегические направления реформ силовых ведомств России на период 2018-2019 года
Из материалов Заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека 11 ноября 2018 года.
» Мы предлагаем Вашим указом (Указом Президента РФ — ред) создать постоянно действующую рабочую группу, в которую входили бы наиболее авторитетные представители Генпрокуратуры, СК, МВД, ФСИН, Верховного Суда и которые бы вместе с членами Совета разбирали обращения граждан по вступившим в силу решениям судов, которые вступили в силу, но вопрос об их справедливости и законности остался открытым. И такая рабочая группа могла бы докладывать Вам свои выводы, свои рекомендации и направлять материалы Генеральному прокурору уже для принятия процессуальных решений».
Между тем, Глава МВД РФ Владимир Колокольцев отметил сокращение числа случаев дисциплинарных нарушений в органах внутренних дел, но не увидел кардинальных изменений в вопросах соблюдения законности сотрудниками МВД.
«Начиная с 2012 года, в три раза сократилось количество тех, кто совершил грубые нарушения служебной дисциплины. За последние годы на 10% так же уменьшилось число сотрудников, подвергнутых уголовному преследованию. Но, к сожалению, несмотря на принимаемые меры, кардинального перелома в вопросах соблюдения законности пока не произошло», — сказал Колокольцев, выступая на расширенной коллегии МВД.
Министр в то же время отметил, что в служебных коллективах стала выше нетерпимость к противоправному поведению.
«За последние пять лет число поступивших от сотрудников уведомлений по фактам обращения к ним с предложениями коррупционного характера возросло в пять раз. (…) Свыше 70% лиц, допустивших правонарушения и должностные проступки, выявляются силами самих органов внутренних дел, прежде всего, подразделениями собственной безопасности», — заявил Колокольцев.
По словам министра, органы МВД выявили почти 13 тысяч человек, причастных к коррупционным преступлениям.
«Органами внутренних дел установлено 13 тысяч лиц, причастных к коррупционным преступлениям, каждый 12-й из них занимал должность в органах исполнительной или законодательной власти», — сказал Колокольцев, не уточнив, о каком периоде идет речь.
В то же время президент РФ Владимир Путин, выступая на коллегии МВД, выразил недовольство уровнем раскрываемости преступлений в стране.
«Снизился практически до 43% общий уровень раскрываемости преступлений. В последние годы этот показатель, что называется скачет — то подрастет, то вновь сократится», — сказал глава Путин, отметив, что «видимого, кардинального улучшения ситуации пока, к сожалению, не происходит».
Касаясь в целом состояния борьбы с преступностью, Путин сообщил, что, по сравнению с предыдущим годом, сократились некоторые виды преступлений, в том числе убийств, разбойных нападений, квартирных краж, «хотя и незначительно, но сократилась и уличная преступность», сообщает interfax.ru
Немного аналитики и практических примеров
Слегка перефразируя народную пословицу, нынешние кадровые изменения в ряде силовых структур можно охарактеризовать словами: «Одним махом 15 генералов побивахом». Много это или мало? Ведь генералов увольняют и по достижении пенсионного возраста (сейчас увеличенного), и по состоянию здоровья (тоже ведь не железные), и, что греха таить, за несоответствие должности (за этой формулировкой чаще всего скрывается воровитость людей в погонах с большими звездами). Процедура увольнения генералов зачастую проходит без особого шума, зачастую с подачи руководителя ведомства. А тут прямо публичная порка, с широким освещением и выставлением напоказ — обмазали смолой, вываляли в перьях и провели по улицам.
Свои должности, согласно указу № 500, оставили руководители главного управления МЧС России по Томской области Михаил Бегун, ГУМЧС по Мурманской области Владимир Гусев и ГУМЧС по Сахалинской области Денис Ильинов. Кроме того, президент произвел кадровые перестановки в системе МВД. Уволены главы управления МВД России по Брянской области Валентин Кузьмин и УМВД по Ульяновской области Юрий Варченко, а также начальник департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД Сергей Ляшенко.
Также напомним, что Владимир Путин отправил в отставку заместителя руководителя ГУМВД по Нижегородской области Григория Ткаченко, начальника ГУМВД по Саратовской области Андрея Бойко и замглавы ГУМВД по Кемеровской области Игоря Коршунова.
Со своих должностей ушли руководитель следственного управления Следственного комитета России по Кемеровской области Сергей Калинкин, а также первый замруководителя военного следственного управления СКР по Южному военному округу Дмитрий Васильев.
Свои посты покинули руководители трех управлений ФСИН — по Республике Коми Игорь Ванеев, по Волгоградской области Павел Радченко и по Омской области Сергей Корючин.
Этим же указом, на внезапно ставшие вакантными должности, президент назначил новых людей — сменив большей частью генералов на полковников. Одним из исключений стал генерал-лейтенант полиции Олег Торубаров, которого «отстранили» от руководства ГУ МВД по Алтайскому краю и тут же назначили на аналогичную должность в Крыму. На полуострове конечно теплее по климатическим условиям, но криминальная обстановка в новом российском регионе, где еще попахивает украинизацией, очень непростая. В начале лета тут «перегрелся» глава крымского управления МВД Сергей Абисов, который также был уволен лично президентом.
Собственно, можно было и не перечислять еще раз фамилии уволенных генералов, тем более, что в масштабах страны они мало кому известны. Вероятно, что было за что, тем более, что регулярные скандалы с высокопоставленными силовиками возникали не на ровном месте. Тут гораздо интереснее названия ведомств, в которых они служили. В списке «наказанных» — МЧС, МВД, СК и ФСИН. Нет Минобороны, ФСБ России, ФСО, Росгвардии, как будто там тишь да гладь, да божья благодать. А ведь и сотрудники этих ведомств порой попадают в «неприятные истории».
И когда в апреле 2018 года Владимир Путин неожиданно уволил с занимаемых должностей 11 генералов различных ведомств (Указ № 143), то в списке «неугодных» тоже фигурировали представители МЧС, МВД, ФСИН и СК. Военных, эфэсбэшников, гвардейцев в нем тоже не было. Предположим, что армия тогда готовилась к параду Победы и ей не хотели портить настроение, Росгвардия еще не успела «накосячить», а в ФСБ вообще увольняют по тихому и закрытым указом. Но и сейчас они остались «неприкасаемыми», в отличие от полиции, спасателей, «тюремщиков» и «следаков», хотя поводов для разбирательств хватало во всех силовых структурах, что уж тут греха таить.
— Это в первую очередь «звоночек» именно для руководителей ведомств, над которыми завис «дамоклов меч» президента, — считает военный обозреватель Владислав Шурыгин. — Ведь в армии как: провинились подчиненные — отвечает командир, вплоть до снятия с должности. Не сумел, значит, воспитать, плохо руководил, не уследил за дисциплиной. Это правило распространяется на все силовые структуры и касается самого высшего звена любого ведомства. Вспомним, как не так давно уволили министра МЧС Владимира Пучкова — этому предшествовала череда скандалов и нагоняев от президента за просчеты в работе, отстранением от должности региональных руководителей. Все понимали, что Пучков висит на волоске и эта тонкая ниточка вскоре оборвалась. Может и правильное решение, не мне судить, но сама информационная подготовка шла по откатанной схеме: пожурили, поругали — уволили. По инерции, возможно, держат в тонусе и его сменщика на этом посту Евгения Зиничева, ну так, чтобы не расслаблялся.
Сейчас вот «висит в воздухе» министр МВД Владимир Колокольцев, поговаривали, что его «уйдут» едва ли не сразу после ЧМ-2018. Можно предположить, что так оно и случится, если судить по увольнениям в его ведомстве. Аналогичная ситуация, как видится, с главой ФСИН Геннадием Корниенко. Может ему и не грозит судьба его предшественника Александра Реймера, посаженного за финансовые махинации в особо крупных размерах, но скандалы в пенитенциарной системе как-то настораживают.
И еще на что хотелось бы обратить внимание. Нынешние увольнения генералов нельзя сравнивать с масштабными репрессиями в РККА и РКВМФ в 1937 году, которые в большей степени носили политический мотив и подозрение в шпионаже. Во-первых, нынешних «не содют». Во-вторых, видимо есть за что — нечистых на руку высших военных у нас, к сожалению, еще предостаточно и список уволенных, на мой взгляд, мог быть гораздо обширным. Другое дело, что прослеживается прямая избирательность по ведомствам, свидетельствующая о благожелательности или неблагожелательности к тому или иному руководителю.
Ну действительно, а с кем не так давно отдыхал на берегу Енисея Президент РФ Владимир Путин? С министром обороны Сергеем Шойгу и председателем ФСБ России Александром Бортниковым — взял своих. В список приглашенных «на рыбалку» не попали ни Колокольцев, ни Бастрыкин, ни Корниенко, ни Зиничев. А что их брать с собой, если в своих ведомствах разобраться не могут и ни сегодня завтра придется отправлять их в отставку? Да и неудобно как-то — вот ловишь ты сегодня рыбу с министром МВД, уху с ним ешь (может даже под рюмочку), а завтра отправляешь в отставку.
К слову о Шойгу. Когда Сергей Кужугетович возглавлял МЧС, к его ведомству у президента претензий не было, работа там действительно была налажена отменно, а на мелкие «грешки» закрывались глаза. С переходом Шойгу в Минобороны тенденция сохранилась — теперь уже МО в фаворе, что тоже весьма справедливо. И явно прослеживается элемент доверия Путина к своему военному министру, которому он доверяет самостоятельно разбираться в проблемах армии. В отличии от Сергея Шойгу, с которым Владимир Путин знаком относительно недавно, с Александром Бортниковым у президента давняя дружба, еще с молодости. Впрочем, тут дело даже не в личных отношениях — ФСБ России особых нареканий не вызывает. И в том, что эти два ведомства не угодили под «нож увольнений» нет ничего удивительного, Путин дал им право разобраться самим.
Еще вот что видится во всей этой истории. Владимир Путин одним выстрелом «убил двух зайцев» — с одной стороны послал «меточку-пятисоточку» руководителям МВД, МЧС, ФСИН и СК, а с другой — заменил засидевшихся в своих креслах генералов на ретивых полковников. Последние теперь проявят служебное рвение, сообщает svpressa.ru