Реформа МВД. Почему она должна нас беспокоить?
Вопрос резонный – если бы речь шла о реформе в каком-нибудь заштатном российском ведомстве, в Управлении чего-нибудь и чем-нибудь, мы бы вряд ли сильно беспокоились. Совсем другое дело Министерство внутренних дел. “Здоровье” этого ведомства для нас крайне важно, оно всех касается – оформляем ли мы прописку, спорим из-за штрафов за неправильную парковку, спокойны ли за безопасность свою и своих детей – всё это в руках МВД.
Итак, очередная реформа. Или продолжение реформы предыдущей, которая случилась, если помните, после преступления майора милиции Дениса Евсюкова в апреле 2009 года. Тогда он расстрелял посетителей супермаркета. Именно после этого наша милиция превратилась в полицию, прошло сокращение кадров на 20% (к сожалению, и за счет тех служб, которые имеют к нам непосредственное отношение).
Была ли от той реформы польза? Однозначно на этот вопрос не ответить. То, что за последние несколько лет число наших сограждан, положительно оценивающих работу полиции значительно (как утверждают в два раза!) увеличилось, это заметно. Но… И тут начинаются оставшиеся от прошлого и созревшие сегодня проблемы, из-за которых и приходится говорить о новой реформе органов МВД.
Назрело…
Это ощущается и потому, как активно в последнее время глава государства меняет кадры в высших звеньях силовых структур. Да и законодатели зашевелились – надо менять или переосмысливать законы.
Есть резон затеваться с новыми “каруселями” реформ? Судите сами.
Социологи утверждают, что лишь 40% пострадавших обращаются за помощью в полицию. Остальные помалкивают в тряпочку, уверенные в том, что их дело всё равно спустят на тормозах.
То и дело от Департамента собственной безопасности МВД и ФСБ мы узнаём о новых фактах коррупции среди полицейских, нередко высокопоставленных. Кстати, больше всего правонарушений именно среди руководителей милицейских подразделений самого различного уровня. Достаточно вспомнить о пресловутом деле полковника, кандидата экономических наук Захарченко. От такой его «экономики» (миллиарды похищенных рублей!) просто волосы дыбом.
К сожалению, не прекращается рост числа полицейских, погибших при исполнении служебных обязанностей. При этом нет достойных социальных гарантий семьям погибших. К слову, материальное вознаграждение и система льгот за службу, связанную с риском для жизни и здоровья, пенсионное обеспечение уже давным-давно неадекватны.
Сплошь и рядом всплывают факты коммерческой деятельности сотрудников МВД, использования служебного положения в личных целях.
В числе явных «минусов» избыточность полномочий полиции, дублирование функций, низкий профессиональный и моральный уровень сотрудников. Так что вполне есть о чём подумать и что предпринять. Но это дело министерств и ведомств, законодателей. А наше, что называется, следить за процессом.
2018-2019
Все полковники – в очередь! Какие новации ожидают российских силовиков?
Сначала об общем. О масштабе перемен. Всё чаще слышится это словосочетание – «глобальное реформирование». Это касается как самой структуры Министерства Внутренних Дел, так и подразделений, расположенных «этажами» ниже. В приоритете две основные цели: сокращение «руководящих» и снижение расходов на содержание (бюджет не выдерживает и качество страдает).
В новой «дорожной карте» реформ скорее всего будет прописано слияние уже существующих и довольно многочисленных ведомств. В результате толку станет больше, а начальников меньше.
Реальные перемены должны были начаться уже в 2018 году, но пришлось «коней немного придержать». Мировой футбольный чемпионат внес свои коррективы. Даже кратковременная, но неизбежная в случае каких-либо реорганизаций неразбериха могла серьезно подпортить футбольный праздник. Так что основные события на этом беспокойном фронте ведомственных перемен с нетерпением ждем в 2019-ом, назначенном, как всем известно, годом свиньи. Будем мониторить, следить за всем происходящем, чтобы никто и никому не подложил «свинью».
По слухам перемены могут коснуться кроме упразднения ГИБДД и слиянием с патрульно-постовой службой, перехода под крыло МВД ФСИН – Федеральной службы исполнения наказаний. На повестке дня довольно острый и конфликтный по сути вопрос об объединении прокуратуры и следственных органов.
Если вам предстоит менять или получать паспорт, то скорее всего ваша дорога в МФЦ – Многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг. А это значит, что привычных паспортных столов уже не будет, как и их сотрудников. Всё, как и получение водительских удостоверений, произойдёт комфортно, цифрово и на предельных скоростях.
Перемены коснуться и тех специалистов, что выполняли в полиции роли экспертов-криминалистов, бухгалтеров и психологов. Они станут штатскими. Со всеми вытекающими…
«Штатской» станет и ведомственная на сегодня медицина. Медучреждения МВД передадут под крыло Минздрава, а это тоже внесёт свою лепту в сокращение штатов. Теперь со своим участковым или работником «угро» вы сможете повстречаться непосредственно в вашей поликлинике. А уж если повезёт в очереди на приём к терапевту повидать, наконец, начальника полиции, то будет о чём поговорить. Ну что ж, и полковникам, и генералам, снабжённым полисом, не грех и к народу поближе быть. Так что ловите момент…
Как «наезжающих» превратить в «отъезжающих»
Нельзя в новой гиперреформе обойтись и к давно решаемому да так окончательно и не решенному – повышению доверия россиян к органам внутренних дел. И кадры здесь, как известно, решают всё. Прежняя реформа мало что изменила – на службу в ходе той, прошедшей аттестации были переведены те же сотрудники милиции, с их «плюсами» и «минусами».
Безусловно меняется, но не окончательно, не бесповоротно набившая оскомину картина учета преступлений. Их всё так же, но более аккуратно, продолжают «заметать под ковёр».
Так что и здесь акцент очевиден – предстоит, наконец, добиться кардинального улучшения ситуации.
Будет усилена и борьба с коррупцией. На «бытовом уровне» (все эти «разговоры по душам» на дорогах, лицензии и т.п.), и на системном – предателей и оборотней поможет находить ФСБ.
Все факты сокрытия преступлений, каждый проступок сотрудников подразделений МВД продолжат в обязательном порядке освещать в СМИ. И не только информировать о начале расследования, но и о его завершении, что, согласитесь, архиважно.
Предстоит окончательно изжить клановость, кумовство и круговую поруку. Для этого будут реально задействованы особые ограничения при переводе сотрудников из одного подразделения или региона в другие.
Хорошо известно, как страдает бизнес от бесконечных наездов силовиков. Чтобы «наезжающие» превратились в «отъезжающих», создана постоянная рабочая группа для взаимодействия с Уполномоченным при Президенте по защите прав предпринимателей и с Управлением по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генеральной прокуратуры. Только вот количество «крыш», перехватов бизнеса и «мер профилактического воздействия» не сильно уменьшилось. Новая реформа об этом позаботиться? Посмотрим…
Не обойдет стороной сотрудников силовых ведомств и пенсионная реформа. 2019 год станет годом увеличенного срока службы. Теперь, чтобы заслужить право на отдых, полицейским нужно будет отслужить на 5 лет больше. Пенсионеров категории «служащие МВД» приравняют к военным пенсионерам, что позволит снизить расходы на содержание. Будут и другие изменения, связанные с повышением социального и материального обеспечения сотрудников МВД и других правоохранительных органов. Но это уже тема другого разговора.
Главное сейчас – ничего не растерять по дороге в плане набирающей обороты реформы. Ибо кто защитит защитника?