Питание в школе: во сколько оно обойдётся?

Сегодня многие регионы субсидируют питание школьников, но единой логики на федеральном уровне нет. Субъекты вправе сами устанавливать, сколько денег и каким именно категориям учащихся выделять на питание в школе.

У некоторых есть средства только на адресную помощь. Кто-то может выделить 155 рублей в день и кормить за счет бюджета всю «началку». Кто-то выделяет лишь 4 рубля: за остальное доплачивают родители.

Регионы, на которые возложена вся ответственность за качественное питание школьников, выкручиваются как могут.

Так, решение об отмене бесплатных завтраков для всех учеников начальной школы приняли во Владимире. Причина? В 2019 году региональная субсидия на питание учеников 1-4 классов оказалась почти в три раза меньше, чем в прошлом, — около 43 млн рублей. Собственных средств у областной столицы не хватило.

— Городские власти нашли возможность обеспечить бесплатными завтраками или обедами учащихся 1-4 классов из малообеспеченных и многодетных семей, детей-инвалидов и детей родителей-инвалидов. Всем остальным учащимся начальной школы предоставлена компенсация оплаты питания — 20 рублей в день. Это половина стоимости школьного завтрака, — пояснили в мэрии.

В целом на организацию питания владимирских школьников в этом году потратят 111,508 млн рублей. Стоимость питания в местных школах не увеличивалась с 2013 года, хотя продукты дорожали. Поэтому цену завтраков в областном центре тоже решили поднять — с 30 до 40 рублей, обедов — с 45 до 50 рублей.
А вот другой пример: Костромская область. Здесь «общие» субсидии на горячее питание учеников были отменены еще три года назад, после чего родительская плата выросла в среднем вдвое.

Многим семьям новые цены оказались не по карману, и они были вынуждены отказаться от услуг школьных столовых.

По данным всероссийского опроса ОНФ, почти половина учеников сегодня приносит с собой в школу еду. Большинству из них (43 процента) не нравится вкус блюд в столовой. Еще 14 процентов не устраивают высокие цены, а 11 процентов — размер порций. Примерно столько же просто не успевают поесть за перемену в столовке. Хотя, надо подчеркнуть, приносят дети из дома не горячие супчики и каши, а все те же снеки. В лучшем случае — бутерброды.

— Ребенок не может сидеть без еды такое количество времени. Школьников обязаны обеспечивать питанием, — заявила министр просвещения Ольга Васильева после «открытого диалога» в Совете Федерации.

По ее словам, в России есть десятки школ, где дети вообще не получают питания организованно.

— Вполне разумным было бы введение единых мер поддержки детей из семей, нуждающихся в помощи, с четкими критериями отнесения к данной категории. Плюс предоставление бесплатного питания для учащихся начальной школы и дотирование части стоимости питания школьников в средней и старшей школе, — считает директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов. — Важно, чтобы такие программы были изначально долгосрочными и подкреплялись госгарантиями, что делало бы эту сферу более привлекательной для ответственного и качественного бизнеса и оправдывало бы введение жестких мер государственного контроля.

А жесткие меры действительно нужны. Невероятно, но факт: продукты для детей закупаются по тем же принципам, что и мебель с канцтоварами. Кто продаст дешевле — тот и работает со школой. И не важно, есть ли у него помещения, оборудование, повара… При этом подрядчик пытается сэкономить на всем: от продуктов до зарплат сотрудникам. Да, есть нормативы и требования к качеству блюд. Но их легко обойти. Вместо мяса в блюде идет жир, вместо рыбы в котлете — перемолотые рыбные кости. Вместо говядины по меню — только курица, а вместо творога — творожная масса. Состав сосисок и сливочного масла — самая больная тема. О пицце в школьном буфете вообще говорить не приходится – настолько она  несъедобна.

— Мы же знаем прекрасно, сколько стоит школьный обед. Если он упал в цене на 30 процентов, то чем мы будем кормить детей? Может, как раз это то самое направление деятельности, где должен быть единый заказчик, — подчеркнула в Совете Федерации министр просвещения Ольга Васильева.

Как это реализовать на практике? По мнению экспертов, здесь в самом деле не исключается единый федеральный оператор. С одной стороны, он в состоянии установить справедливые тарифы для каждого региона, которые позволят накормить детей и вкусно, и качественно. С другой, будет контролировать соблюдение прав и детей, и участников рынка. Ну не может в одном регионе завтрак стоить 20 рублей, а в другом — 55! Дети должны питаться полноценно и в мегаполисе, и в небольшой сельской школе.

Сейчас же, по статистике, молока и кисломолочных продуктов школьники едят меньше, чем положено, на 20 процентов, творога — на 40, рыбы — на 50, свежих овощей и фруктов — на 34. Зато норма макаронных изделий превышена в среднем на 35 процентов, сахара — на 15, кондитерских изделий — на 23. Углеводов — избыток, а вот белка ребята недополучают. Необходимых минеральных веществ и микроэлементов — тоже.

Субъекты РФ сами решают, сколько денег выделять на питание ребенка в школе. Кто-то — 155 рублей в день и кормит всю «началку». Кто-то — всего 4 рубля. За остальное доплачивают родители.

Пока регионы, на которые возложена вся ответственность за качественное питание школьников, выкручиваются как могут. К примеру, в Орле для контроля качества завтраков и обедов в каждой школе созданы специальные комиссии из учителей и родителей. На первом этапе проверяются маркировка и сопроводительные документы продуктов, на втором — идет дегустация. Попробовать блюдо может любой родитель, достаточно сообщить о своем желании школьной администрации. Стандартный обед — 40 рублей. Для «продленки» — 58 рублей. Вся начальная школа «ест» за счет бюджета. Дальше — только льготники.

— Горячим питанием у нас обеспечено 75 процентов учащихся. В их числе ребята, семьи которых сами оплачивают завтрак и обед, — рассказывает директор орловской школы № 37 Олег Кунашик. — Те, кто не покупает горячее питание, могут перекусить в буфете. Ассортимент значительно расширен с учетом мнения родителей и пожеланий детей, в том числе страдающих диабетом, болезнями желудочно-кишечного тракта. Кроме того, всегда есть возможность подогреть домашнюю еду, которую ребенок принес в ланч-боксе.

С января повысилась стоимость школьного питания в Пензе: завтрак для начальной школы — 55 рублей, для основной — 60. Обеды, соответственно, 75 и 85 рублей. В городах и поселках области цены скромнее.

— В Бессоновском районе бесплатно ребенку дают только первое — суп или щи. Стоит примерно 20 рублей. Это все, чем может помочь муниципалитет, — говорит Инара, мама третьеклассницы из села Бессоновка. — В ноябре прошлого года нам сказали, что деньги закончились. Платили сами три недели полностью. Сейчас опять супчик дают бесплатно. У нас с завтраком выходит 1,5 тысячи рублей в месяц на ребенка. Если в семье два школьника, то уже накладно.

А вот в Татарстане есть «питательная» субсидия абсолютно для всех школьников. Правда, из расчета 7 рублей 40 копеек в день на одного ученика.

— Стоимость питания складывается из родительской платы, субсидии из бюджета Республики Татарстан и спонсорской поддержки. В ряде районов часть продукции выращивается на приусадебных участках самих школ, — рассказала «РГ» руководитель пресс-службы министерства образования и науки РТ Алсу Мухаметова.

Есть также льготные категории — для них конкретные суммы поддержки устанавливают муниципалитеты. К примеру, на питание детей из малообеспеченных семей только Казань в этом учебном году потратит 180 млн рублей.

Мнение

Владимир Чернигов, президент Института отраслевого питания:

— Единая федеральная мера поддержки питания детей хотя бы в начальной школе — это была бы очень ощутимая целевая помощь российским семьям. Если брать минимальные суммы — хотя бы 30 рублей на завтрак — это обойдется бюджету примерно в 20 млрд рублей в год. Самая главная проблема в школьном питании — это не конкурсные процедуры, а именно отсутствие системного подхода. Да, есть обязательные санитарные нормы Роспотребнадзора. Но они — про гигиену, а не про организацию. Нам не хватает комплексного закона о социальном питании, где были бы прописаны конкретные полномочия и права всех участников, подробно описан весь процесс, установлены единые требования к стандартам качества и безопасности продуктов и услуг. Нужны типовые договоры и методики расчета тарифов, по которым должны работать все участники рынка. Без единой и комплексной правовой базы ситуацию не изменить.

Ксения Колесникова, Денис Передельский, Олег Платонов, Наталья Саванкова, Анна Скудаева

«Российская газета»

 

dars

Похожие записи

Добавить комментарий

Читайте также x