Еще в конце сентября депутатская группа по защите христианских ценностей в Государственной думе объявила, что начинает подготовку законов по противодействию сектам. В качестве негативного примера депутаты сослались на Украину, где «сектанты собирали целые стадионы», и всем, конечно, понятно, к чему это привело. От думцев решили не отставать и московские власти, буквально через пару дней сообщившие, что выпускают памятку с перечислением опасных религиозных организаций. Похоже, борьба с теми, кто верит не так, как положено, выходит на новый виток. На помощь государству ринулась РПЦ, у нее списки еретиков всегда наготове. В чем причина осеннего обострения на религиозном фронте?
Рептилии не пройдут
Этой весной в новостях вновь мелькнуло имя Марии Дэви Христос. Сейчас оно мало что говорит публике, но в начале 1990-х гремело и в России, и на Украине. Его обладательница предрекала конец света, ее портреты в белых одеяниях были расклеены повсюду. С тех пор много воды утекло, «живая богиня» отсидела в тюрьме, перебралась в Подмосковье, стала называть себя Викторией Преображенской, но пророческой деятельности не оставила. И вот снова привлекла к себе внимание прессы, правда, на этот раз только украинской. Что неудивительно. Она по-прежнему предрекает грядущий Армагеддон, но в пророчествах ее появились новые персонажи. Власть на Украине захватили страшные рептилоиды, посягнувшие на святую Русь, но им успешно противостоит святое воинство Луганска и Донецка. Проза, как и прежде, чередуется со стихами, например, такими:
«Рептилий жалкий клан поджег Наш Дом, но Воинство Небес ему не взять! Чума антихристова двинулась на Дон, Славянск бомбит, чтоб Славу твою смять американским черным сапогом, мир устрашить и кровью запятнать!»
Если убрать из стихотворения загадочных рептилий, оно могло бы украсить любой российский патриотический сборник, посвященный событиям на Востоке Украины. Этим и объясняется молчание отечественной прессы — соседство со столь одиозной фигурой напрягает даже наших, совсем не брезгливых пропагандистов. Но и публика не спешит вновь припасть к ногам пророчицы. Зачем, если ее роль с успехом примерила на себя государственная пропаганда?
Телевизор непобедим
Самое любопытное в этой истории — то, что по сути тексты Марины Цвигун (под этим именем уроженка Донбасса была известна до начала пророческой карьеры) мало изменились. В девяностых она также утверждала, что мировое зло окопалось на Западе, и Антихрист проживает непосредственно в Брюсселе, видимо, в штабе НАТО. Оттуда он и запустил компьютерную программу под кодовым названием «Зверь» для уничтожения славянского мира. Не брезговал он и более традиционными средствами: кодировал пищевые продукты, которые слал к нам под видом гуманитарной помощи, особым штрих-кодом, где зашифровано число 666. И вдобавок его бесовское воинство подсыпало в эти продукты психотропные вещества, зомбирующие несчастное население. Этот реестр злодеяний можно было бы продолжить, но ни к чему. Ясно, что речь идет о массовых фобиях, которые гуляли в ту пору по имперским развалинам. Мифологическое сознание народов бывшего СССР работало в те годы с бешеной интенсивностью и породило немало кошмаров, объединенных страхом перед зловещим Западом. В них слились воедино наследие советской идеологии и хтонические ужасы, уходящие корнями в далекое прошлое Руси. Мария Дэви Христос успешно эксплуатировала эти выплески бессознательного в начале своей деятельности и пытается повторить успех. Благо, содержание их не очень изменилось, мифический враг остается прежним — это сатанинский Запад. Но сейчас у пророчицы появился мощный соперник в лице государственной пропаганды. Кстати, она всегда опасалась этого соперничества и в девяностые запрещала адептам смотреть телевизор, потому что из него вещал все тот же брюссельский Антихрист. Сейчас наши телеканалы сложно в этом упрекнуть. Скорее, они просто взяли борьбу со «Зверем» в свои руки.
Кладовые мифов
В религиоведении есть теория, восходящая к работам Карла Густава Юнга о коллективном бессознательном. Суть ее в том, что новые религии или, как их предпочитают именовать в СМИ, секты оперативно реагируют на процессы, происходящие в мифологическом сознании. Поэтому неслучайно в них находят себе место новые фольклорные мотивы. Сейчас, по мере урбанизации, на смену традиционному фольклору приходит городской (антропологи иногда называют его «городскими легендами»). Скажем, откуда взялись у Марины Цвигун рептилоиды? Страх людей перед рептилиями привел к возникновению легенд о драконах, но в современном городском фольклоре человекоподобные монстры превращаются в инопланетян, которые похищают людей для своих чудовищных экспериментов. Эту тему нещадно эксплуатируют уфология и коммерческий кинематограф. Но таким захватывающим материалом не прочь воспользоваться и новые религии: люди-драконы впервые появились в «Тайной доктрине» основательницы теософии Елены Блаватской, где они населяли древний материк Лемурию. Мария Дэви Христос, которая много позаимствовала у теософии, населила тайными рептилоидами Запад и сделала их зачинщиками заговора против святой Руси.
Однако гораздо чаще она и ей подобные извлекают мотивы из мифологических кладовых своих соотечественников. Параллельно страхам перед зловещим Западом россиянами на рубеже тысячелетий овладел культ денег, в которые легко конвертировались духовные богатства. Неслучайно, переселившись в Россию, чуткая Марина Цвигун, сменив имя на Викторию Преображенскую, стала акцентировать мотивы материального процветания. На своем сайте она предстает в образе египетской богини, с ног до головы убранной в золото. И требует делать ударение в своей новой фамилии на магический слог «ра» — имя египетского бога Солнца. В ее проповедях все большее место занимают магические формулы, сулящие адептам невероятные прибыли. Что не мешает ей готовить поклонников к концу света — мифологическое сознание не знает противоречий. Но еще наглядней культ духовно-денежного процветания проявился у другого «живого бога» — Кузи.
Православные индульгенции
Кузя, в миру Андрей Попов, начинал как церковный служка в одном из московских храмов. Подслеповатый юродствующий Андрей хорошо вписался в народные представления о святости и обрел немало последователей. Вскоре он стал именовать себя епископом Романом и совершать богослужения в домашнем храме. Но этого показалось мало, и он объявил себя живым богом. Откуда взялось имя Кузя, не знает никто. То ли так звали его любимого попугая (будущий бог с детства обожал экзотических животных), то ли прототипом послужил Кузьма Алексеев, подвизавшийся на аналогичном поприще в начале XIX столетия в Мордовии и получивший кличку Кузька-мордовский бог. Так или иначе, имя это своей смиренной простотой вполне отвечает народным представлениям о святости юродивых. Дела у нового бога пошли хорошо.
Суть его проповеди сводилась к тому, что духовное процветание вполне можно купить. Поэтому Кузя торговал молитвами, службами, молебнами и прочей духовной продукцией, взимая за нее немалые деньги. Еще одним источником дохода был сбор пожертвований на ремонт православных храмов, как правило, отдаленных и малоизвестных. Поди проверь. Да никто особенно проверять и не пытался. Дело привычное — сдал деньги на богоугодное дело и получил что-то вроде православной индульгенции за прошлые и будущие грехи. Это Кузю и погубило. Подобно тому, как у Виктории Преображенской появилась мощная конкуренция в виде государственной пропаганды, у Кузи есть могущественный соперник в лице Русской православной церкви. В РПЦ нынче популярна идея конвертирования духовных ценностей в материальные. Церковь, как шутят острословы, все больше напоминает «комбинат ритуальных услуг». В последние годы появилось даже «богословие процветания», которое напрямую связывает материальное благополучие церкви и прежде всего епископата с ее духовным величием. Так что верующие вполне успешно покупают духовные блага в официальной церкви. А той конкуренты не нужны. И бог Кузя быстро оказался в тюрьме.
Логика монополизации
Новые религии отражают подвижки в мифологическом сознании. Лидеры сект — его своеобразные рупоры. Они чутко реагируют на метаморфозы мифологического сознания, находят ответы на шевелящиеся в нем вопросы, придают им доходчивую форму. Именно на этом держится популярность Марии Дэви Христос, бога Кузи и многих их конкурентов. Однако сейчас их соперниками становятся гораздо более мощные структуры — российская власть и официальная церковь.
То, что для РПЦ секты являются соперниками, — самоочевидно. Но в последнее время борьба с ними нарастает, потому что конкуренты фактически работают на одной территории. Мало уделяя времени религиозному просвещению, РПЦ потакает мифологическому сознанию паствы, самым различным ее суевериям. Но если спастись можно за деньги, рассуждает паства, то не так уж важно, кому их платить.
Почти дословные совпадения между эскападами мастеров отечественного агитпропа и проповедями Марии Дэви Христос — свидетельство того, что они пользуются одними и теми же инструментами. Инструментами прямого воздействия на мифологическое сознание. Но если сектантские лидеры делают это скорее интуитивно, опираясь на собственное подсознание, то пропагандисты используют вполне рациональные наработки современной психолингвистики. Это позволяет им закидывать невод гораздо шире, бойко реагируя на подсознательные страхи, коллективные комплексы и надежды подведомственного народа, более того, раздувать их и эксплуатировать в своих целях.
Нынешнее усиление борьбы с сектами — это стремление государства и церкви окончательно расправиться с конкурентами. Авторитаризм стремится монополизировать любые властные функции, не допуская никаких проявлений народной самодеятельности. И религиозную самодеятельность ожидает та же участь, что социальную и политическую. Просто руки до нее дошли в последнюю очередь. Однако авторитарная власть никогда не останавливается на достигнутом. Логика монополизации работает до конца, вот и прочный союз государства и церкви может закончиться тем, что первое проглотит вторую, как удав кролика.
Борис Фаликов Источник: newtimes.ru]]>