И ПО-СТАРОМУ, И ПО-НОВОМУ

Почему у нас два Новых года?

Старый Новый год – необычный праздник, он возник в 1918 году, когда Россия перешла с Юлианского («по старому стилю») на Григорианский календарь («по новому стилю»). Соответственно и сам праздник Новый год в русской православной церкви, которая придерживалась Юлианского календаря, отмечался не с 31-го декабря на 1-я января, а с 13 на 14 января. Отсюда и пошло название Старый («по старому стилю») Новый год. Современный же Новый год приходится на сорокадневный рождественский пост.

Привычка отмечать Старый Новый год осталась не только в России.. Например, в Молдавии, Беларуси, Латвии, Сербии, Черногории, Македонии и в некоторых кантонах Швейцарии. Причем сербы называют это торжество Сербский Новый год, оттого, что сербская православная церковь, равно как и русская, придерживаются Юлианского календаря.

Разница во времени между Григорианским и Юлианским календарями составит 2 недели с 1 марта 2100 года. Следовательно, с 2101 года Старый Новый год будет отмечаться на день позже.

До 1918 года в России Новый год попадал на время Святок, поэтому Старый новый год так насыщен гаданиями, приметами и обрядами. Например, если в первый день Старого Нового года в дом первой зайдет женщина – это к несчастью, а если мужчина – к благополучию, к счастью. Или, если в первый день в доме достаточно денег, то и в течение всего нового года семья не будет в них нуждаться.

14 января по Юлианскому календарю (по старому стилю) праздновали день святого Василия. Этот день считался очень важным с точки зрения его влияния на весь последующий год. Крестьяне на Васильев день отмечали древний праздник «авсень», или «овсень» — земледельческий праздник, связанный с обрядом задабривания будущего урожая. Так, к примеру, в Тульской губернии дети по дому рассыпали зерна ярового хлеба, приговаривая: «Уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь свет крещеный». Хозяйка дома собирала зерна с пола и хранила их потом до посева.

Как гречка в Царьград поехала

Особое место занимал обряд варения каши. Совершался он в новогоднюю ночь с 13 на 14 января (если по новому стилю). Старшая женщина в доме ровно в 2 часа ночи приносила из амбара крупу, а старший из мужчин — воду из реки или колодца. Крупа и вода стояли на столе до тех пор, пока не истопится печь, и до них никто не дотрагивался, чтобы не отпугнуть судьбу.

Потом вся семья садилась за стол, и старшая женщина, размешивая кашу, причитала: «Сеяли, ростили гречу все лето; уродилась каша греча и крупна и румяна; звали — позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжеский пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, с золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать, и приехала наша греча к нам гостевать».

Все вставали из-за стола, а хозяйка с поклоном ставила кашу в печь. Когда каша поспевала, осматривали — полон ли горшок. Если каша выползала из него — это предвещало беду всему дому. От треснувшего горшка тоже хорошего ждать не приходилось. После снятия пенки осматривали саму кашу — если она была наваристой, значит, будет и счастье, и урожай. Хорошую кашу съедали на завтрак, плохую же выбрасывали в реку.

Особый обряд был связан с «хождением по домам». Обязательным угощением для гостей в эту ночь являлись пироги, вареные свиные ноги и вообще все изделия из свинины, потому что Василий знаменит на Руси как свинятник, т.е. покровитель свиной пищи. Недаром говорили: «Свинку да боровка для Васильева вечерка», «На Василия Великого — свиную голову на стол!». Тема сегодня актуальная в связи с годом свиньи!

Экономическая политика России

Похожие записи

Добавить комментарий

Читайте также x