EmigRussia: как стать украинцем
В последний день мая группа активистов в Киеве, состоящая в том числе из эмигрантов из России, объявила о запуске проекта EmigRussia, созданного на базе фонда «Свободная Россия». Визуально проект — это портал, посвященный легализации и социализации российских политических эмигрантов в Украине, EmigRussia.org.
В 2015 году, по данным Государственной миграционной службы Украины, политического убежища в этой стране попросили 86 россиян, положительный ответ получили только четверо. У Ведомства ООН по делам беженцев несколько другие данные: в 2014 году с просьбой об убежище к властям Украины обратились 140 россиян, за первую половину 2015 года — около полусотни, но в любом случае процент тех, кому разрешили остаться, настолько мал, что даже не учитывается в статистике. Хотя президент Украины Петр Порошенко публично заявлял о необходимости упростить процедуру получения убежища для тех россиян, кто поддерживает Украину по вопросу аннексии Крыма и войны на востоке страны. Между тем проблема политических эмигрантов из России, которые пытаются легализоваться в Украине, по всей видимости, будет только обостряться — вместе с увеличением их числа во время российской избирательной кампании.В феврале 2015 года в Верховную Раду был внесен законопроект об упрощении процедуры получения убежища для иностранцев, которые принимали участие в боевых действиях в зоне АТО на стороне Украины, а также для тех, кто подвергся преследованиям за отстаивание интересов Украины, в том числе территориальной целостности, за рубежом. С того времени законопроект прошел только первое чтение.
Украинская сторона не готова к приему этих людей, и никто пока активно не занимается решением их проблем — от трудоустройства, пока длится процесс получения статуса беженца (а это может тянуться более года), до собственно решения, кому выдавать этот статус, а кому нет. При этом многие отрицательные решения миграционной службы Украины выглядят немотивированными.
Организаторы проекта EmigRussiaОрганизаторы проекта EmigRussia
Проект EmigRussia, как надеются его организаторы, поможет изменить ситуацию к лучшему. На сайте уже есть раздел с подробным описанием, как нужно действовать, чтобы получить ПМЖ или гражданство, основываясь на украинском происхождении, как получить статус беженца или легализоваться, например, в качестве волонтера.
— Это наш новый проект в Украине, направленный на оказание поддержки и помощи политическим эмигрантам и беженцам. Мы будем давать рекомендации, как правильно подать документы на статус беженца, как пересечь границу, как разговаривать с сотрудниками местной миграционной службы. Есть большое количество людей, которые бегут из России по политическим причинам. Кто-то бежит буквально полями, кто-то — «цивильно». Но эти люди зачастую делают глупые ошибки, потому что не знают, как работает институт предоставления убежища, и не знакомы с местными правозащитниками, которые могут им помочь, — пояснил цель проекта директор по развитию фонда «Свободная Россия» Григорий Фролов.
Есть большое количество людей, которые бегут из России по политическим причинам
Фонд «Свободная Россия» был создан несколько лет назад российскими эмигрантами в Вашингтоне. Из проектов, которые фонд уже реализовал, — представление интересов Надежды Савченко в США, выпуск английской версии докладов «Путин. Война» и «Угроза национальной безопасности». Своими целями фонд считает содействие российским демократическим движениям, помощь политзаключенным и борьбу с пропагандой.
Помимо обращения к тем россиянам, которые хотят выехать в Украину, прежде всего в связи с событиями в Крыму и Донбассе, организаторы EmigRussia надеются также объяснить украинцам, кто к ним приезжает и почему. Проблема восприятия россиян, даже публично заявляющих о поддержке Украины и ее целостности, в Киеве стоит достаточно остро. Руководитель проекта Юлия Архипова, эмигрировавшая в Украину в октябре 2015 года, сама сталкивалась с агрессивными реакциями, когда участвовала в публичных акциях в Киеве. «Не нужно учить нас жить, если вы приехали из другой страны», — часто заявляют российским эмигрантам украинские пользователи в соцсетях. «Одно дело — имидж диаспоры в целом, а другое дело, что каждый человек свободен самостоятельно выстраивать свое поведение, отношения с людьми. Мы можем подсказать, какие темы лучше не обсуждать, почему кто-то может это воспринять негативно. Возможно, нам нужно будет расширить проект, в том числе и по теме этики общения», — предположила Архипова.
Юлия Архипова (справа)Юлия Архипова (справа)
— Дело в том, что сегодня в России никто из тех, кто выходит на акции, активно высказывает свою гражданскую и политическую позицию в реальной жизни или в интернете, участвует в избирательных кампаниях, не застрахован от уголовного преследования. Мы считаем важным предоставить этим людям необходимую и достаточную информацию о том, как выглядит процедура получения убежища либо законной эмиграции в Украину, — пояснила руководитель EmigRussia. По ее словам, из числа тех, кто переехал в Украину после Майдана, лишь единицы вернулись обратно:
— Даже очевидно политическое уголовное дело, возбужденное против вас в России, — далеко не гарантия получения такого статуса. Рассмотрение заявления и обжалование решений миграционной службы длятся годами, трудоустройство же со статусом искателя убежища затруднено. Не менее сложная ситуация у тех, кто добровольцами поехал защищать территориальную целостность Украины: гражданство им обещали, но не дали, статус беженца тоже не дают, а только украинский паспорт или статус беженца может спасти человека от экстрадиции или депортации, если в России на него завели уголовное дело за «наемничество». У тех, кто пытается легализоваться через территориальное происхождение, по браку или трудоустройству, проблем практически не возникает, если человек способен вовремя собрать и подать все необходимые документы.
Гражданство им обещали, но не дали, статус беженца тоже не дают
Активисты проекта EmigRussia говорят о помощи, прежде всего, для политических эмигрантов. При этом брать на себя ответственность за то, кого считать таковым, они не собираются.
— Когда мы говорим об уголовном преследовании активистов, то ведем речь о неправосудных, политически мотивированных делах. Это легко подтверждается через «Мемориал» и прочие российские правозащитные организации, которые следят за ситуацией. Мы не готовы стать организацией, которая будет выдавать кому-то статус политического беженца. Мы скорее хотим наладить процесс обмена информацией между российскими и украинскими правозащитными организациями, — пояснил Григорий Фролов.
Историй необъяснимых решений украинской миграционной службы немало. Некоторые активисты, приехавшие из России и не получившие разрешения легально остаться в стране, продолжают поддерживать Украину, организуют проекты, направленные против кремлевской пропаганды или, например, расследуют военные преступления российской армии. Несмотря на это, официальный Киев никакой поддержки им не оказывает.
Кирилл Михайлов во время одной из акций протеста в РоссииКирилл Михайлов во время одной из акций протеста в России
Кирилл Михайлов во время активных протестов в России в 2011-1012 годах был гражданским журналистом, несколько раз его задерживали, в последний раз арестовали на 10 суток за участие в протестной акции и раздаче листовок. Тогда же он переехал в Украину и сейчас успешно сотрудничает с проектом Conflict Intelligence Team, расследует действия российских вооруженных сил на Донбассе и в Сирии. Возвращение в Россию для него просто физически небезопасно. Однако в политическом убежище в Украине ему было отказано.
— Такой проект, конечно, нужен, потому что эмигранты не разбираются в украинских правовых вопросах. Но мне кажется, тут можно достучаться либо через СМИ, либо через администрацию президента. Было бы круто, если бы устроили проект реформы миграционной службы, так как там до сих пор ад, «совок» и Янукович, — говорит Кирилл Михайлов.
Истории участников боевых действий в Донбассе, которые добровольцами приехали из России и воевали на стороне Украины, зачастую трагичные. В конце лета 2015 года в зоне АТО был ранен Сергей Петровичев, который в результате потерял ногу. Волонтеры помогли ему пройти все стадии получения гражданства, но президентский указ до сих пор не подписан. С 2014 года не может добиться политического убежища Ирина Белачеу, которая уехала в Украину, спасаясь от угроз и постоянных задержаний полицией. Сейчас она работает в проекте, направленном против антиукраинской пропаганды в СМИ и соцсетях.
Из положительного опыта активисты EmigRussia называют недавний приезд в Украину россиянина Александра Шелковенкова, который попытался пересечь границу, однако один раз его не пропустили, и он попробовал въехать повторно на следующий день, попросив политического убежища. «Он сообщил об этом за несколько часов, и нашей задачей стало добиться, чтобы его все же пропустили в Украину. В Сумах его встретили правозащитники, а мы уже здесь, в Киеве», — рассказала Юлия Архипова. Участники EmigRussia видят свою работу именно в таком формате. «Это бесконфликтный проект, направленный на диалог и рассказ историй простых людей. В его рамках уже можно потихонечку начать говорить о том, как дальше жить в этой ситуации: как развивать Украину и добиваться демократии в России», — подвел итог директор «Свободной России» Григорий Фролов.