Невероятное количество изменений происходит в детстве, особенно в период младенчества, который длится от рождения до двух лет. В частности, основные достижения — физическое, познавательное и психосоциальное развитие.
В свое время многие считали, что дети были просто «маленькие взрослые» и не сильно отличаются от взрослых. Сегодня, однако, большинство из них признают, что существуют огромные качественные различия, которые делают детей уникальными. Детская психология сосредотачивается на изменениях, которые происходят от рождения до подросткового возраста.
Многие современные психологи согласятся, что теория Жана Пиаже представляет собой один из наиболее распространенных методов для понимания различных этапов развития ребенка. Построена она на наблюдениях развития своего ребенка. Проходящие этапы развития включают четыре стадии: сенсомоторную, предоперационную, конкретную (с 7 лет – 11) и оперативную:
- сенсомоторная стадия, от рождения — 2 лет. На этом этапе дети воспринимают мир через свои чувства и поступки, такие как прикосновение, просмотр. Как только ребенок достигает вехи постоянства объекта (объект существует, даже если скрыт от глаз)
- предоперационная стадия происходит от 2-х лет — 6 лет. На этой стадии дети способны представлять мир слов и образов, но они по-прежнему не в состоянии использовать верных логических умозаключений.
- конкретный этап с 7 лет — 11 лет. На этом этапе дети способны понимать состояние предметов и жидкостей вокруг них. Они узнают, что изменение формы не означает, что есть изменения в количестве или объеме. Именно на этом этапе дети поступают в школу, где помощь детского психолога в долгопрудном крайне необходима для адаптации к новой жизни.
- оперативный этап от -12 лет до зрелого возраста. На этом этапе дети учатся использовать абстрактное мышление. Это важный шаг в рассуждениях выходит за рамки конкретных (требующий реального опыта) для абстрактного мышления, который включает символы и воображение. Важной вехой на этом этапе является потенциал для нравственного рассуждения.
Еще один важный момент можно определить как эмоциональную связь или связь между двумя людьми. Привязанность может относиться ко всем людям, независимо от возраста, но, как правило, относится к привязанности между детьми и воспитателями (обычно матери), и это очень сильная связь, что важно для выживания — это находиться младенцу рядом с матерью, для получения продуктов питания, держаться подальше от опасности и получать комфорт.
Мы осознаем, что детство является очень влиятельным временем в жизни человека. События, которые происходят у человека в детстве — даже небольшие, казалось бы, незначительные события — как правило, оказывают непосредственное влияние на то, как этот человек чувствует и действует во взрослой жизни.