Из опыта судоремонта в военные годы

В годы Великой Отечественной войны многое из того, что в мирное время считалось трудновыполнимым по объему и срокам, решалось изобретательно, качественно. Сказанное в полной мере относится к обеспечению действующих наших военно-морских сил, которые совместно с флангами сухопутных фронтов решали важные стратегические задачи, обеспечивавшие внутренние и внешние транспортные связи.

 

После окончания в 1939 г. Политехнического института в Горьком инженера-кораблестроителя Б. Г. Сизова направили в Мурманск на завод, занимавшийся ремонтом судов ледокольного типа и кораблей ВМФ. Начав с должности конструктора, Борис Григорьевич быстро продвигался по службе — начальник токового цеха, главный конструктор завода. Он оперативно обеспечивал решение сложных инженерных задач, возникавших в мирное время; так, например, трудными оказались восстановительные работы вырванного из ледового плена «Георгия Седова», модернизация сторожевого корабля «Ураган». В годы войны при его участии устранялись боевые повреждения, восстанавливались корпуса, движители и оборудование кораблей, транспортов Северного флота и конвоев союзников.

 

Одна из крупномасштабных задач — участие Северного флота в проводке конвоев, составлявшихся из транспортов союзников, наших судов и кораблей сопровождения. Успех проводки гарантировался лишь в том случае, если действия участников конвоев и их техническое обеспечение оказывались синхронными. Техническое обеспечение усложнялось из-за многочисленных повреждений кораблей как навигационного характера (плавание в ледовых условиях, сильные штормы), так и боевых столкновений с противником.

 

Техническая база Северного флота (судоремонтные заводы Мурманска и Архангельска) могла выполнять весьма ограниченный объем ремонтных работ, тогда как часто встречались довольно серьезные повреждения. Так, например, взрывом торпеды разрушило борт английского крейсера «Тринидад» площадью около 100 м2, сорвало плиты броневого пояса, вывело из строя водотрубные котлы; из-за отсутствия нужной стали, броневых плит, котельных трубок ремонт пришлось ограничить восстановлением обшивки борта имевшейся в наличии сталью, что обеспечило лишь водонепроницаемость и частичное восстановление прочности корпуса,

 

Возникали ситуации и более сложного характера; так, например, основательно отремонтировать изрядно поврежденный британский эсминец «Кассандра» не представлялось возможным, однако помогла неординарная инженерная мысль о временном восстановлении необходимом, чтобы дойти до своей базы. Об этом говорилось в докладе «Практика ремонта кораблей Северного флота» на заседании секции прочности правления ВНИТОСС под председательством будущего академика Ю, А, Шиманского.

 

Как известно, гитлеровское командование сосредоточило к 1944 г. на Севере большое количество подводных лодок, пытаясь нарушить прохождение конвоев, срочно готовились и новые виды оружия, в том числе и акустические самонаводящиеся торпеды с электроприводом; одной из жертв и стала оборудованная гидроакустической станцией «Кассандра», возвращавшаяся в Англию после сопровождения очередного конвоя в Мурманск. Примерно в 100 милях от Кольского залива электрическая торпеда немецкой подводной лодки поразила эсминец в место расположения вибратора, в результате чего вся носовая часть длиной около 32 м оторвалась и быстро затонула. Ближайшая поперечная переборка выдержала взрывную волну, и эсминец остался на плаву. Малым задним ходом, с соблюдением всех мер предосторожности, корабль возвратился в Кольский залив.

 

На техническом совещании Мурманского завода руководство английской миссии обратилось с просьбой дать предложения по изготовлению и установке на эсминце такой конструкции, которая позволила бы кораблю своим ходом дойти до базы на Британских островах. Возможные варианты конструкторского бюро сводились к следующему: максимальная скорость в пределах 23—24 уз, что обеспечит кораблю необходимую маневренность при встрече с противником; прочность конструкции должна обеспечивать безопасность плавания как на максимальной скорости, так н при вероятном волнении; в случае необходимости стоянки на открытой акватории предусмотреть якорное устройство хотя бы одноразового применения (без обратного подъема якоря); срок проектирования, изготовления— в пределах 1—1,5 месяцев, так как эсминец намечалось использовать в высадке союзных войск во Франции (операция «Овсрлорд», начало июня 1944 г.). Ожидались трудности и в получении ряда недостающих материалов.

 

На основании опросов корабельных инженеров-механиков и ориентировочных расчетов решили остановиться на длине нештатного носа порядка 14 м.

 

Поскольку сечение стыковки наделки с основным корпусом определялось обводами соответствующего шпангоута в районе уцелевшей переборки, то исходная форма кормового сечения наделки была известна; остальные же поперечные сечения определялись ватерлиниями с примыканием их к прямому форштевню. Для облегчения и сокращения сроков работ сразу же пришли к такому обоюдному решению: шпангоуты изготавливать не плавных, а ломаных обводов, все крепления набора н соединения обшивки выполнять электросварными, за исключением только состыковки с основным корпусом, что позволяло избежать возможных сварочных напряжений в этом самом ответственном месте формируемого корпуса корабля.

 

На палубе предусматривался небольшой герметически закрываемый люк, необходимый для проведения осмотров и контроля поведения конструкции при неблагоприятных условиях плавания, Якорное устройства рассчитывалось на одноразовое действие — крепившийся на специальной наклонной площадке якорь отдавался простым выдергиванием чеки цепного стопора; цепь укладывалась прямо на палубе. При уходе с места стоянки отдавали задержник, и цепь падала на дно. Собранную и приклепанную в доке носовую наделку проверили на водонепроницаемость, окрасили. На ходовых испытаниях при постепенном увеличении скорости (до 23 уз) визуальный контроль показал, что все ответственные соединения наделки работали нормально, причем заметной вибрации и каких-либо побочных явлений не наблюдалось. Экипаж эсминца, присутствовавшие на испытаниях английские специалисты одобрительно отозвались о выполненной работе, корабль с очередным конвоем отправился в Англию.

 

Впоследствии стало известно, что он благополучно совершил переход на свою базу. Так состоялось возвращение «Кассандры». Без каких-либо переделок эсминец принимал активное участие в высадке союзнических войск на побережье Франции.

 

Таким образом, оригинальное и оперативное решение технической задачи позволило не только спасти, но и включить в активные военные действия боевую единицу союзного флота.

Экономическая политика России

Похожие записи

Добавить комментарий

Читайте также x