Список регионов, открытых для работы «Единого агента РСА» может пополниться Северной Осетией – Аланией, а также Амурской областью – такое предложение Банк России направил Союзу автостраховщиков. Однако, рассмотрев эту инициативу всестороннее, президиум РСА пока так и не принял положительного решения. Из 19 членов президиума лишь 11 проголосовали «за», мнение остальных 8 разделились поровну между «против» и «воздержался».
Беспокойство ЦБ вполне понятно – статистика по обоим регионам выглядит удручающе. В Республике Северная Осетия существуют реальные проблемы со временем ожидания заключения договора – в очереди приходится стоять по 2,5 месяца. Учитывая природу страхования этого типа, которое, по определению, является обязательным, и должно быть доступным каждому, сложившаяся ситуация рассматривается главным финансовым регулятором как неприемлемая.
Кроме того, значение комбинированного коэффициента убыточности по региону составляет 100%, а финансовый результат равен нулю.
Нечем похвастаться и Амурской области – согласно данным Центробанка, комбинированный коэффициент убыточности достигает там 115%, а финансовый результат имеет отрицательное значение: за первые полгода 2016 года в регионе выплат было произведено на 60 млн. рублей больше, чем собрано страховых взносов.
Центральный банк направил в РСА письма, в которых предлагает Союзу уделить обозначенной проблеме самое пристальное внимание, и дать жителям регионов возможность приобрести осаго своевременно и без дополнительных сложностей. Хотя президиум Союза автостраховщиков пока и не принял предложения Центробанка, вероятность того, что по данному вопросу будет принято положительное решение, причем в ближайшее время, достаточно высока – намерения у ЦБ весьма серьезные.
Система начала работать с августа 2016 года. Дебют состоялся в 5 проблемных областях, после этого президиум РСА собирался еще несколько раз и список расширился до 9 субъектов Федерации.
Принцип работы «Единого агента» заключается в том, что страховые компании, имеющие в проблемных регионах свои представительства и офисы продаж, продают полисы ОСАГО не только от своего имени, но и от имени своих коллег-конкурентов – других СК, также входящих в Российский союз автостраховщиков. Таким образом, финансовые результаты такой специфической деятельности, как страхование автогражданской ответственности, которая нередко бывает откровенно убыточной, распределяются между всеми операторами, пропорционально их рыночной доле.