Преподаватели медицинских школ США и Великобритании отмечают заметное ухудшение мелкой моторики у студентов и врачей-интернов, как пишет The New York Times. С одной стороны, это может быть связано с уменьшением количества практических занятий в начальной и средней школе. С другой стороны, слишком много времени дети проводят перед экранами вместо развивающих мелкую моторику занятий – деревообработки, сборки моделей и рукоделия.
«Есть язык касания, который легко упустить или проигнорировать. Гораздо сложнее овладеть им, когда вам 24, 25 или 26, чем когда вам 4, 5 или 6», – рассказал доктор Роджер Нибоун (Roger Kneebone), профессор хирургического образования в Имперском колледже Лондона.
Бывший президент и исполнительный директор Института неврологии Барроу в Фениксе, Роберт Спетцлер (Robert Spetzler), согласился с этим: «Подумайте о разнице между научившимся кататься на лыжах, будучи маленьким ребенком, и тем, кто провел много времени, возможно, даже столько же, катаясь на лыжах, взрослым. Эта элегантность, которую ты усваиваешь в детстве,… никогда не сравнится с тем, как взрослые учатся кататься на лыжах».
Роберт Спетцлер, виртуозный хирург головного мозга, в детстве развил ловкость пальцев благодаря игре на пианино. В средней школе он оперировал мышей-песчанок, причем все они выжили.
«Чем раньше вы начнете выполнять физическое, повторяющееся задание, тем лучше укоренятся и станут инстинктивными моторные навыки. Большого хирурга делает неустанная практика», – объяснил он.
Научная литература изобилует исследованиями, показывающими корреляцию между опытом хирургов и состоянием пациентов. Чем чаще хирург оперирует, тем выше вероятность выживаемости пациентов, сокращения времени нахождения в больнице и меньшего количества осложнений.
Достижения в области технологии создали возможность проводить минимально инвазивные процедуры. В некоторых случаях нужна не столько ловкость пальцев, сколько навыки и рефлексы, которые можно приобрести благодаря видеоиграм. Но, тем не менее, они тоже требуют повторения и опыта.
Даже если нет необходимости в исключительно развитой мелкой моторике, некоторые специалисты опасаются «криворукости» студентов-медиков, основной опыт работы руками которых – набор при помощи большого пальца.
Хирург-трансплантолог из Медицинского колледжа Иллинойского университета в Чикаго Мария Семёнов (Maria Siemionow) в детстве вязала свитера, а также вырезала картинки и слова из журналов и склеивала из них сложные коллажи. Эти творческие усилия не только развивают ловкость пальцев, но и требуют трехмерного воображения, планирования, терпения и точности.
«Если вы видите, что маленький стежок слишком туго натянут или вы что-то склеили неправильно, вам придется повторить и научиться делать лучше. Именно эти базовые навыки вам также необходимы, чтобы быть хирургом», – поделилась она.
Под руководством Марии Семёнов в 2008 году была проведена первая почти полная трансплантация лица. В настоящее время она занимается исследованиями и обучает интернов выполнять сложные хирургические процедуры под микроскопом.
«То, что я вижу, является тревожным сигналом: школы должны делать больше для поощрения творчества и трехмерного мышления», – считает она.
Кроме того, преподаватели задаются вопросом, правильно ли организован отбор студентов-медиков для участия в хирургических программах, поскольку потенциально можно избежать 30-50% осложнений от хирургических процедур. Их выбирают на основе интеллектуальных способностей – оценок и результатов тестов, количества написанных статей и проведенных исследований, но для хорошего хирурга это не имеет принципиального значения.
По мнению Майкла Лоутона (Michael Lawton), нынешнего президента и исполнительного директора неврологического института Барроу, «важно то, как они обращаются с инструментами и как они соприкасаются с тканями, а также как они реагируют и адаптируются в условиях стресса в операционной».