Система охлаждения двигателя автомобиля
Функция и принцип действия системы охлаждения
Система охлаждения (СО) автомашины – это комплекс узлов, для контроля и охлаждения силового агрегата. Система необходима для соблюдения температурного, рабочего режима, обеспечивающая наибольшую мощность, экономичность и долговечность двигателя.
Принцип работы СО заключается в следующем: от цилиндров мотора избыточное тепло принимает на себя обладающая высокой теплоёмкостью охлаждающая жидкость (ОЖ), которая находится в водяной рубашке мотора. Циркуляция антифриза происходит за счёт перекачки помпой и естественной конвекции. От цилиндров антифриз поступает к радиатору, который обдувается вентилятором и встречным воздушным потоком. После прохождения радиатора охлаждённый антифриз возвращается к цилиндрам. Для уменьшения времени прогрева мотора при невысоких температурах, ОЖ циркулирует по «малому» кругу СО. Когда рабочая температура достигает установленного предела — клапан термостата срабатывает, и ОЖ направляется в радиатор.
Составляющие системы охлаждения
- Радиатор – состоит из двух емкостей, которые соединяют медные трубы. Для увеличения площади теплообмена радиаторные трубки включают в себя медные пластины (нередко из алюминия). Радиатор производит теплообмен между антифризоми и окружающей средой.
- Рубашка двигателя – полости в блоке цилиндров и ГБЦ, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, охватывая наружную часть цилиндров.
- Помпа перекачки ОЖ – предназначена для принудительной циркуляции ОЖ в системе.
- Термостат – установлен в системе, непосредственно перед радиатором. При достижении установленного предела температуры в термостате, когда нагреется церезин, установленный в металлическую оболочку, расширяясь он открывает клапан, пропуская ОЖ в радиатор.
- Вентилятор – принудительно направляет воздушный поток к центру радиатора при работающем моторе без движения автомобиля, и ускоряет поток при движении. Вводится в работу приводом от коленчатого вала, или электромотором.
- Расширительный бачок – компенсирует колебания объёма ОЖ при температурных изменениях, служит средством контролирования уровня жидкости.
- Пробка заливной горловины оснащена паровым (для сброса чрезмерного давления) и воздушным (для впуска воздуха при недостаточном давлении) клапанами.
- Сливные краны – служат для опустошения отдельно рубашки мотора и отдельно радиатора от ОЖ на время ремонта СО или для замены антифриза.
- Температурный датчик – служит для сообщения блоку управления о текущей температуре для изменения скорости обдува вентилятором и скорости циркуляции жидкости в СО, оснащённых соответствующими устройствами.
Поломки системы охлаждения
К основным неисправностям относят перегрев, переохлаждение и утечку антифриза.
Причинами перегрева и переохлаждения являются: проблемы в работе вентилятора, поломка термостата и температурного датчика. Перегрев случается и при засоре каналов системы (в рубашке,радиаторе), разгерметизации и поломке привода насоса ОЖ, дефекте самого антифриза.
Утечка антифриз случается при нарушении герметичности патрубков, помпы, радиатора и наружных недостатках рубашки двигателя. В полость цилиндров двигателя антифриз попадает в случае нарушения герметизации внутренних каналов рубашки и прогорания прокладки ГБЦ между цилиндрами.
Важно знать, что в случае вскипания ОЖ нельзя нарушать герметизацию системы. Если при открытии пробки давление системы выровняется с атмосферным– возможен взрыв радиатора в следствие кавитации.